Социально-педагогический проект «СЕМЬЯ»

    • Цели практики:Развитие социального партнерства между Центром внешкольной работы Московского района и семейными образованиями для формирования социально ориентированной самоопределяющейся личности и формирование устойчивого позитивного ценностного отношения к семье.

      Задачи практики:

      Анализ внешней и внутренней среды. Изучение социального заказа родителей. Мониторинг процесса воспитания;

      – Создание и обеспечение деятельности общественных советов;

      – Повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров в области воспитания;

      – Научно-методическое обеспечение развития социального партнерства;

      – Психолого-педагогическое просвещение родителей;

      – Организация и проведение различных массовых мероприятий и других форм семейного досуга;

      – Стимулирование родителей к социальному партнерству.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      В настоящее время в условиях социальных преобразований базовый социальный институт общества – семья, оказывается подверженным особым опасностям – рискам подвержены семейные связи, и, что самое страшное – дети. Проблемы основной массы современных семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство, наркомания.

      В концепции современной политики семья рассматривается как субъект социальной политики, а взаимодействие образовательных учреждений и семьи – как социальное партнерство, взаимодействие субъектов, равных партнеров.

      Актуальность выделения взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся обусловлена необходимостью решения насущных проблем образования и воспитания (на основании результатов опроса родителей обучающихся ЦВР):

      – усиление недоброжелательного отношения родителей к школе в связи с растущей учебной нагрузкой и ослаблением здоровья ребенка;

      – озабоченность родителей недостаточным уровнем воспитания в школе;

      – возрастание правовой некомпетентности родителей в сфере реализации своих прав и обязанностей, детской психологии и педагогики;

      – постоянное нарастание образовательных потребностей родителей в области дополнительного образования;

      – необходимость индивидуального личностного подхода к обучению и воспитанию детей в УДО;

      – рост негативных явлений в обществе (наркомания, асоциальное поведение подростков, правонарушения и т.д.);

      – падение престижа «родительства» в глазах детей;

      – желание родителей активно участвовать в жизнедеятельности ЦВР.

      Для преодоления негативных тенденций и учета запросов родителей

      необходимо сближение позиций родителей и образовательных учреждений, установление партнерских отношений, взаимопомощь и взаимоподдержка для решения основной задачи – воспитания достойного гражданина.

      Для решения этой проблемы необходимо объединение педагогического коллектива и родителей для создания в образовательном учреждении и дома условий для самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к учению, нравственного становления, сохранения психического и физического здоровья, социальной адаптации, возрастания ценности семьи с целью построения единой системы воспитания ребенка в учреждении дополнительного образования и семье.

      Мы рассматриваем учреждение дополнительного образования как наиболее благоприятное воспитательное образовательное пространство, которое обеспечивает последовательное развитие личности с учетом достигнутого уровня творческих способностей и ценностных ориентаций обучающихся.

      Этому способствует успешно реализуемый в ЦВР инновационный проект «Воспитательная система как средство социализации и самоопределения личности».

      Методология практики:

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      – Повышение результативности воспитания, развитие приоритетных качеств социально-ориентированной, самоопределяющейся, творческой личности обучающихся;

      – Расширение сферы участия родителей в управлении Центром;

      – Профессионально-личностное развитие педагогов в области воспитания и педагогического взаимодействия с семьей;

      – Повышение у обучающихся престижа «родительства», формирование устойчивого позитивного, ценностного отношения к семье;

      – Рост удовлетворенности родителей обучением, воспитанием, жизнедеятельностью Центра.

      Продолжительность: 5 лет

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Казань, ул. Восстания, 61 а

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      – Конвенция ООН о правах ребенка;

      – Конституция Российской Федерации;

      – Семейный кодекс Российской Федерации;

      – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

      – Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

      – Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

      – Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования»;

      – Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“ на 2013 – 2020

      годы»;

      – Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий

      («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

      – Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

      – Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»;

      – Приказ Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства спорта РФ «О межведомственном совете по дополнительному образованию и воспитанию детей»;

      – Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

       

      Региональные нормативно-правовые документы:

       

      – Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Татарстан;

      – Республиканская программа «Дети Татарстана»;

      – Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения Республики Татарстан;

      – Республиканская программа взаимодействия семьями учащимися (воспитанников) Республики Татарстан.

      Локальные акты:

      – Устав Центра внешкольной работы;

      – Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;

      – Правила трудового внутреннего распорядка;

      – Программа развития Центра внешкольной работы;

      – Воспитательная система Центра внешкольной работы;

      – Правила поведения для учащихся, для родителей.

    • Перспективы

      Состоят в создании созидательного сообщества детей и взрослых, основу которого составляют гуманные ценности, в котором востребованы и будут развиваться личностные качества субъектов образовательной деятельности, где происходит гармонизация коллективного и личностного воспитания.