Социально-педагогический проект «СЕМЬЯ»

    • Цели практики:Развитие социального партнерства между Центром внешкольной работы Московского района и семейными образованиями для формирования социально ориентированной самоопределяющейся личности и формирование устойчивого позитивного ценностного отношения к семье.

      Задачи практики:

      Анализ внешней и внутренней среды. Изучение социального заказа родителей. Мониторинг процесса воспитания;

      – Создание и обеспечение деятельности общественных советов;

      – Повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров в области воспитания;

      – Научно-методическое обеспечение развития социального партнерства;

      – Психолого-педагогическое просвещение родителей;

      – Организация и проведение различных массовых мероприятий и других форм семейного досуга;

      – Стимулирование родителей к социальному партнерству.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      В настоящее время в условиях социальных преобразований базовый социальный институт общества – семья, оказывается подверженным особым опасностям – рискам подвержены семейные связи, и, что самое страшное – дети. Проблемы основной массы современных семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство, наркомания.

      В концепции современной политики семья рассматривается как субъект социальной политики, а взаимодействие образовательных учреждений и семьи – как социальное партнерство, взаимодействие субъектов, равных партнеров.

      Актуальность выделения взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся обусловлена необходимостью решения насущных проблем образования и воспитания (на основании результатов опроса родителей обучающихся ЦВР):

      – усиление недоброжелательного отношения родителей к школе в связи с растущей учебной нагрузкой и ослаблением здоровья ребенка;

      – озабоченность родителей недостаточным уровнем воспитания в школе;

      – возрастание правовой некомпетентности родителей в сфере реализации своих прав и обязанностей, детской психологии и педагогики;

      – постоянное нарастание образовательных потребностей родителей в области дополнительного образования;

      – необходимость индивидуального личностного подхода к обучению и воспитанию детей в УДО;

      – рост негативных явлений в обществе (наркомания, асоциальное поведение подростков, правонарушения и т.д.);

      – падение престижа «родительства» в глазах детей;

      – желание родителей активно участвовать в жизнедеятельности ЦВР.

      Для преодоления негативных тенденций и учета запросов родителей

      необходимо сближение позиций родителей и образовательных учреждений, установление партнерских отношений, взаимопомощь и взаимоподдержка для решения основной задачи – воспитания достойного гражданина.

      Для решения этой проблемы необходимо объединение педагогического коллектива и родителей для создания в образовательном учреждении и дома условий для самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к учению, нравственного становления, сохранения психического и физического здоровья, социальной адаптации, возрастания ценности семьи с целью построения единой системы воспитания ребенка в учреждении дополнительного образования и семье.

      Мы рассматриваем учреждение дополнительного образования как наиболее благоприятное воспитательное образовательное пространство, которое обеспечивает последовательное развитие личности с учетом достигнутого уровня творческих способностей и ценностных ориентаций обучающихся.

      Этому способствует успешно реализуемый в ЦВР инновационный проект «Воспитательная система как средство социализации и самоопределения личности».

      Методология практики:

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      – Повышение результативности воспитания, развитие приоритетных качеств социально-ориентированной, самоопределяющейся, творческой личности обучающихся;

      – Расширение сферы участия родителей в управлении Центром;

      – Профессионально-личностное развитие педагогов в области воспитания и педагогического взаимодействия с семьей;

      – Повышение у обучающихся престижа «родительства», формирование устойчивого позитивного, ценностного отношения к семье;

      – Рост удовлетворенности родителей обучением, воспитанием, жизнедеятельностью Центра.

      Продолжительность: 5 лет

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Казань, ул. Восстания, 61 а

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      – Конвенция ООН о правах ребенка;

      – Конституция Российской Федерации;

      – Семейный кодекс Российской Федерации;

      – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

      – Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

      – Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

      – Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования»;

      – Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“ на 2013 – 2020

      годы»;

      – Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий

      («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

      – Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

      – Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»;

      – Приказ Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства спорта РФ «О межведомственном совете по дополнительному образованию и воспитанию детей»;

      – Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

       

      Региональные нормативно-правовые документы:

       

      – Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Татарстан;

      – Республиканская программа «Дети Татарстана»;

      – Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения Республики Татарстан;

      – Республиканская программа взаимодействия семьями учащимися (воспитанников) Республики Татарстан.

      Локальные акты:

      – Устав Центра внешкольной работы;

      – Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;

      – Правила трудового внутреннего распорядка;

      – Программа развития Центра внешкольной работы;

      – Воспитательная система Центра внешкольной работы;

      – Правила поведения для учащихся, для родителей.

      Особые условия

      нет

      Материально-техническое оснащение

      Помещение: ЦВР Московского района имеет собственное здание общей площадью 2622 квадратных метра. Занятия проводятся в 26 просторных учебных кабинетах, оснащенных необходимым оборудованием в соответствии с направленностью реализуемых программ. Имеется актовый зал, оснащенный звуковым, мультимедийным и световым оборудованием, костюмерная, мастерские по декоративно-прикладному творчеству и автомототехнике, хореографические залы и классы для школы раннего развития дошкольников. Для педагогов имеется кабинет психологической разгрузки. В 2017 году ЦВР удостоен 1 места в Международном конкурсе «Развивающая среда образовательного учреждения» в номинации «Дизайн и оформление помещений». Также центр стал победителем конкурса «Безопасность в образовательной среде – 2017» Национальной премии в области образования «Элита Российского образования». Услуги дополнительного образования на базе ЦВР отмечены Знаком качества «Лучшее детям», Национальная программа продвижения лучших Российских товаров и услуг для детей, 2015.

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

      Расходные материалы: канцелярские товары

      Учебно-методические материалы: дополнительные образовательные общеразвивающие программы (55% из которых являются авторскими), 98 авторских методических материалов, разработок, сценариев, сборников тестов, диагностических материалов, постоянно обновляются стенды, разработаны памятки для родителей.

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: 38

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников: в реализации проекта задействованы педагоги дополнительного образования, методисты, заведующие отделами ЦВР, 100% имеющие высшее педагогическое образование и руководители, дополнительно, которые прошли профессиональную переподготовку по направлению "Менеджмент в образовании". Квалификационные категории имеют 70 % педагогических работников.

      Личностные достижения педагога

      Авторы проекта:Богомолова Рамзия Мунавировна и Кожевникова Татьяна Ивановна.

      Богомолова Рамзия Мунавировна – Заслуженный учитель Республики Татарстан, Почетный работник образования России, награждена:

      • Почетным знаком "Директор года – 2017 (в рамках Всероссийского конкурса «100 лучших организаций дополнительного образования России, г. Санкт – Петербург),
      • Золотой медалью Всероссийского конкурса руководителей образовательных систем «Управленческий ресурс», г. Новосибирск,
      • Медалью «Директор года – 2017» Образовательной Ассамблеи г. Казани (в рамках Международного конкурса «Лидеры будущего»,
      • Победитель (2 место) конкурса грантов РТ в номинации «Лучший директор образовательной организации дополнительного образования – 2017», 2017.

      Кожевникова Татьяна Ивановна – Заслуженный учитель Республики Татарстан, Почетный работник общего образования России.

      • Победитель (1 место) Международного конкурса профессионального мастерства «Педагогическое просвещение: практика эффективного обучения и воспитания», 2016.
      • Победитель (1 место) Международного образовательного конкурса профессионального мастерства и личных достижений работников образовательных организаций «Призвание учить», 2017.
      • Победитель (1 место) Всероссийского образовательного конкурса профессионального мастерства и личных достижений работников образовательных организаций "Педагогическое открытие", 2017.
    • Перспективы

      Состоят в создании созидательного сообщества детей и взрослых, основу которого составляют гуманные ценности, в котором востребованы и будут развиваться личностные качества субъектов образовательной деятельности, где происходит гармонизация коллективного и личностного воспитания.

      Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

      Возможные риски и меры по их преодолению

      · Недостоверность результатов опроса, анкетирования среди родителей, несерьезное отношение родителей к опросу

      Организация, проведение и интерпретация результатов специалистом-психологом по различным методикам (с соблюдением принципов добровольности и конфиденциальности)

      · Неосведомленность родителей в области спектра предоставляемых образовательных программ, воспитательных мероприятий и т.п.

      Использование наглядных средств: стенды, афишы и др. Размещение всей интересующей информации на сайте ЦВР в edu.ru

      · Правовая некомпетентность родителей в области своих прав и обязанностей

      Издание памятки для родителей: «Права и обязанности». Взаимодействие с Советом родителей. Использование «Ящика доверия».

      · Недостаточное финансирование. Недостаточная материально-техническая оснащенность кабинетов

      Использование внебюджетных средств за оказание платных образовательных услуг на материально-техническое обеспечение образовательного процесса, проведение различных мероприятий

      · Недостаточная компетентность педагогов в вопросах воспитания, возрастной психологии

      Приглашение специалистов факультета педагогики и психологии АСО (КСЮИ) для проведения психолого-педагогического факультатива для педагогов и Школы для родителей на основе договора о совместной деятельности с АСО (КСЮИ) и КГУКИ.

      · Реализация программы профессионально-личностного развития педагогов «Коллеги»

      Непосещение родителями родительских собраний, семинаров

      Проведение индивидуальных консультаций с педагогами. Предоставление возможности изучения методических рекомендаций «В помощь родителям»

      · Недостаточность знаний родителей в области детской возрастной психологии

      Консультация психолога

      · Недовольство со стороны родителей некоторыми аспектами обучения, воспитания, правилами внутреннего трудового распорядка

      Предоставление родителям возможности:

      – вносить предложения в проекты локальных актов через Совет родителей;

      – обсуждать с педагогом внесение корректив в построение индивидуальной образовательной траектории на основе показателей личностного развития обучающегося.

      Учет мнения родителей по совершенствованию деятельности ЦВР, обозначенных в ходе опроса родителей и изучения книги отзывов и предложений.

      Результативность реализации практики

      • Лауреат Всероссийского конкурса  "Новаторство в образовании - 2017" в номинации "Самый лучший проект в области разработки и реализации стратегии развития образовательных организаций и повышения качества образования", г. Чебоксары, 2017.
      • Диплом 1 степени III ежегодного Всероссийского конкурса методических разработок "Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка", г. Ростов - на - Дону, 2017.
      • Диплом 2 степени (Победитель) Республиканского конкурса социально-педагогических проектов в номинации "Лучший управленческий проект в сфере дополнительного образования, г. Казань, 2017.                          Результаты реализации проекта по достижению ожидаемых результатов характеризуются положительной динамикой результатов мониторинга развития учащихся, личностно-профессиональных качеств педагогов ЦВР и росте удовлетворенности родителей обучением, воспитанием, жизнедеятельностью ЦВР и участием родителей в управлении учреждением.