Дополнительная программа «Мультстудия «Умелые ручки"

    • Цели практики:развитие мотивации личности к познанию, творчеству и искусству; обеспечение социальной адаптации, саморазвития и самореализации обучающихся средствами детской анимации и изобразительной деятельности.

      Задачи практики:

      Образовательные:

      · формировать практические умения и навыки учащихся в работе с различными материалами и инструментами;

      · формировать умение реализовать замысл от идеи через планы и эскизы к результату.

      Развивающие:

      · стимулировать активность, самостоятельность и устойчивый интерес к детской анимации и изобразительной деятельности, участие в разноуровневых мероприятиях (конкурсах, фестивалях, выставках детских работ);

      · формировать умение понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

      · формировать умения строить рассуждения, задавать вопросы;

      · развивать познавательные процессы: репродуктивное воображение с элементами творчества, внимание.

      Воспитательные:

      · формировать позитивную самооценку, уверенность в своих силах;

      · формировать адекватную мотивацию к учебной деятельности, потребность в самоорганизации (аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, выдержку);

      · стимулировать освоение социальных норм, правил поведения.

      · формировать умения адаптироваться в коллективе; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать; адекватно проявлять свои чувства; учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.

      Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития.

      Известный психолог Е. О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач, компьютерных игр на психическое развитие детей. Первое – отмечается задержка речевого развития: примитивность и бедность речи. Второе – неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Третий вывод – «резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чѐм разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений». У современных детей недостаточно сформирована мелкая моторика.

      Занятия мультипликацией частично могут снизить отрицательный эффект воздействия телевизионных передач, компьютерных игр на развитие детей. Мультфильм близок современному ребенку и возможность создать подобное произведение искусства своими руками вызывает интерес. В программе виды анимации, в технике которых, фильмы создаются путем покадровой съемки объектов с модификацией этих объектов в промежутках между кадрами. При этом работа ведется в технике перекладки. Монтаж фильма осуществляет педагог. Персонажи и декорации изготавливаются специальной (плоской) формы. В рисованной анимации работа ведется гуашью, цветным карандашами, фломастерами – это дает возможность закреплять знания обучающихся о цветовой гамме, контрастах, общем колорите работы. Предметная – предоставляет неограниченную свободу фантазии. В пластилиновой анимации обучающиеся развивают свои навыки работы с пластичным материалом, учатся добиваться художественной выразительности рельефного изображения. В отличие от исходных пластилиновых фигур, созданных учащимися на занятии, пластилиновый мультфильм долговечен и может при необходимости подвергаться тиражированию без потери качества. Также его можно представить широкой аудитории, разместив на сайте образовательного учреждения.

      Создание мультфильма на занятиях активизирует творческий процесс, побуждает учащихся проявлять изобретательность, настойчивость и целеустремленность. Кроме того, в ходе успешной работы над мультфильмом, а тем более при его демонстрации, учащиеся получают запас положительных эмоций для дальнейшей деятельности. Поскольку мультфильм создается не индивидуально, а коллективно, группой учащихся, повышаются коммуникативные навыки, вырабатывается опыт совместной деятельности.

      Программа «Умелые ручки» содействует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия; формирует мелкую моторику; способствует раскрытию творческого потенциала личности; вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры, эмоциональной отзывчивости; позволяет максимально разнообразить творческую деятельность детей, рационально использовать свободное время обучающихся; раскрывает перед младшими школьниками многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребность детей в общении со своими сверстниками.

      Работая с различными материалами, ребенок испытывает радость от трудового процесса, стремится познать законы, тайны мироздания и при этом учится видеть необычное в обыденных вещах, логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Обучающиеся могут использовать полученные знания и практический опыт при подготовке к школьным праздникам, при оформлении выставок, изготовлении праздничных сувениров родственникам.

      Методология практики:

      Успешное решение поставленных в программе задач возможно при соблюдении следующих педагогических принципов:

       

      • принцип целенаправленности педагогического процесса;
      • принцип связи с жизнью;
      • принцип научности содержания воспитания и обучения;
      • принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
      • принцип систематичности, последовательности;
      • принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе;
      • принцип связи обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом;
      • принцип наглядности;
      • принцип коллективного характера воспитания и обучения;
      • принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней;
      • принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
      • принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития;
      • принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.

      Методы воспитания

      Методы формирования сознания личности

       

      · рассказ

      · объяснение

      · разъяснение

      · этическая беседа

      · внушение

      · инструктаж

      · пример

       

      Методы организации деятельности, общения и поведения

      · Упражнение

      · Приучение

      · Педагогическое требование

      · Поручение

      · Переключение

      · Создание воспитывающих ситуаций

      · КТД (коллективное творческое дело)

       

      Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

       

      · соревнование

      · поощрение

      · наказание

      · построение перспективных линий

      · метод естественных последствий

       

      Методы контроля

       

      · педагогическое наблюдение

      · опрос

      · анкетирование

      · тестирование

      · беседа

       

      Воспитательные средства

       

      · личный пример и педагогическое мастерство;

      · воспитывающее содержание обучения;

      · высокий уровень организации занятий в объединении;

      · атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

      · благоприятный психологический климат в объединении;

      · дружный, сплоченный коллектив объединения;

      · внимательное отношение к состоянию детей;

      · наставничество «опытных» обучающихся над начинающими (работа в парах, малыми группами);

      · система морального стимулирования;

      · индивидуально-личностный подход к обучающимся;

      · предоставление обучающимся возможности выбора вида деятельности;

      · социальное взаимодействие с людьми разного возраста для расширения социального опыта;

      · формирование субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе; ориентация его на саморазвитие;

      · психолого-педагогическое сопровождение становления личностных качеств;

      · педагогическая поддержка процесса психологического переживания ребенком учебных достижений и неудач.

       

      Методы обучения

       

      по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
      беседа;
      рассказ;
      инструктаж;
      демонстрация;
      упражнение;
      работа с книгой;
      по источнику получения знаний:
      словесные;
      наглядные;
      практические;
      по степени активности познавательной деятельности учащихся:
      объяснительный (стартовый уровень);
      иллюстративный (стартовый уровень);
      проблемный (базовый уровень);
      частично-поисковый (базовый уровень);
      по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых.
      · объяснительно-иллюстративный метод;

      · репродуктивный метод;

      · метод проблемного изложения;

      · эвристический метод

       

      Формы проведения занятий

       

      · практическое занятие,

      · самостоятельная работа,

      · выставка,

      · конкурс,

      · творческая мастерская,

      · беседа,

      · «мозговой штурм»,

      · деловая игра

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Предметные результаты

      · Умеет организовать рабочее место.

      · Определяет виды анимации: пластилиновая, предметная, рисованная, бумажная, песочная.

      · Умеет снять простые движения в технике перекладки: круговое, по горизонтали, по вертикали, возникновение и исчезновение. Владеет различными приемами анимации.

      · Знает понятия: «план», «ракурс», «монтаж», «раскадровка», «сценарий».

      · Умеет изготавливать персонажи и декорации (плоские фигуры) и фон.

      · Умеет озвучивать фильм по готовому сценарию.

      · Имеет устойчивый интерес к детской анимации, декоративно-прикладному творчеству, стремление участвовать в конкурсах (фестивалях) различного уровня.

      · Имеет репродуктивное воображение с элементами творчества, развитое внимание.

      · Имеет развитые чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с произведениями анимации и декоративно-прикладного творчества.

      · Знает о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, видах и техниках декоративно-прикладного творчества, используемых материалах.

      · Знает виды бумаги и ее свойства.

      · Знает правила работы с инструментами и материалами: линейкой, угольником, ножницами, клеем.

      · Умеет вырезать прямо, по кругу, силуэт.

      · Умеет сгибать бумагу по линиям.

      · Знает правила оформления простейших аппликаций из цветной бумаги с помощью шаблонов.

      · Экономно расходует материал.

      · Знает различные приемы аппликации.

      · Владеет способом симметричного вырезания и использования его в аппликации.

      · Умеет изготовить праздничную открытку, игрушку из бумаги, панно по шаблону.

      · Знает правила и особенности изготовления изделий из ткани, алебастра, кожи, природных материалов.

      · Имеет навыки работы с ножницами, формами для алебастровых фигурок, утюгом для энкаустики.

      · Умеет составлять композиции изделий из природного материала; аппликацию из ткани, кожи; изготавливать изделия из алебастра; выполнять изделия в технике «энкаустика» по образцу.

      · Умеет определять принадлежность литературного произведения к одному из литературных родов и жанров.

      · Адекватно воспринимает литературное произведение на слух.

      · Умеет формулировать собственное отношение к произведению, характеризовать героев.

      · Умеет произносить 3-4 скороговорки в заданном темпе.

      · Умеет выражать с помощью мимики различные эмоции.

      · Умеет произносить фразы с различной интонацией.

      · Знает основы работы с красками, цветными мелками, фломастерами, цветными карандашами.

      · Знает способы передачи на листе пространства, природы, отдельных предметов. Понятия: «Задний план», «Фон».

      · Умеет рисовать по вспомогательным схемам, с помощью трафаретов, штриховать в разных направлениях, рисовать орнаменты по образцу.

       

      Метапредметные результаты

      Познавательные результаты

      · умеет строить рассуждения, задавать вопросы;

      · понимает информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной.

       

      Коммуникативные результаты

      · может адаптироваться в коллективе;

      · умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать, договариваться;

      · учитывает чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других;

      · умеет выражать свои мысли;

      · адекватно проявляет свои чувства.

       

      Регулятивные результаты

      · умеет принимать и сохранять учебную задачу;

      · умеет планировать свои действия;

      · умеет адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и навыков;

      · умеет прогнозировать результат своих действий;

      · умеет находить наиболее эффективный способ достижения результата;

      · умеет корректировать план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

      · умеет осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

      · умеет реализовать оригинальный замысл от идеи через планы и эскизы к результату;

      · имеет потребность в самоорганизации.

       

      Личностные результаты

      · имеет способность к самооценке;

      · имеет адекватную мотивацию учебной деятельности;

      · освоил социальные нормы, правила поведения.

      Продолжительность: программа рассчитана на 3 года обучения. 144 часа в год.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Казань, ул. Восстания, д. 61А

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Нормативно-правовое обеспечение программы

      1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76

      2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)

      3. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от24.04.2015 3 729-р)

      4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы

      5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

      6. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41)

      7. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 № 06-1844)

      8. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.11.2015 № 09-3242)

      9. «Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ» ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» № 2999 от 20.09.2017 г.

      10. Положение ЦВР об образовательной программе дополнительного образования детей от 25 февраля 2016 г.

      11. Устав учреждения

    • Перспективы

      • совершенствование программы "Умелые ручки";
      • разработка программы для учащихся среднего школьного возраста;
      • разработка программы "Свой мультфильм" для детей, которые хотят изготовить мультфильм индивидуально;
      • участие детей в конкурсах, фестивалях различного уровня;
      • разработка методических рекомендаций по программе;
      • транслирование опыта работы по программе.