Искусство макраме

    • Цели практики:

      эстетическое, нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие детей через общение с народным творчеством и освоение искусства плетения макраме.

      Задачи практики:

      развить профильные компетенции учащихся: художественные общекультурные, прикладные, конструкторские, проектные и технологические;

      сформировать метапредметные и общеучебные умения: учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные, учебно-организационные; способствовать формированию и развитию ключевых компетенций;

      привить навыки личностного развития каждого учащегося, его организационно-волевых, ориентационных и поведенческих качеств;

      воспитать интерес и уважение к творчеству разных народов мира.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Актуальность программы определяется современными требованиями к результатам образования в современных условиях информационного общества, необходимостью самоопределения учащихся, запросом со стороны социума: детей, родителей, педагогов. Программа учитывает принципы компетентностно-ориентированного образования, его личностной, развивающей направленности, ориентацию на саморазвитие, развитие мышления, получения знаний по основам художественного проектирования, планированию и организации труда.

      Методология практики:

      Программа первого года обучения знакомит учащихся с разнообразием народных промыслов, использованием в них природного материала, с историей возникновения и развития узелкового плетения. Формируются предметные компетенции, изучается азбука, основы плетения, выполняются несложные изделия в технике макраме. Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, связанными с сюжетом изображаемого, учатся находить специальную литературу, пользоваться интернет-ресурсами. На втором году обучения продолжается ознакомление с народными промыслами, развиваются предметные компетенции, общеучебные умения. Усваивается техника плетения более сложных изделий с элементами конструкторской деятельности. На третьем году развиваются предметные, формируются ключевые компетенции, компетенции личностного совершенствования, совершенствуется мастерство плетения и художественного конструирования, выполняются творческие проекты. Подростки, с помощью педагога или самостоятельно, готовят мультимедийные презентации по темам художественной проектной деятельности, вовлекаются в социально значимые мероприятия, акции. Учащиеся, окончившие основное трехлетнее обучение, посещают творческую мастерскую, занятия в которой проходят по усложненной программе, позволяющей развить предметные и ключевые компетенции, навыки проектно-исследовательской деятельности.

      Ожидаемый результат:

       

      В результате первого года обучения дети будут иметь представление о видах художественных промыслов, качественно выполнять несложные изделия в технике макраме, иметь навыки работы с основными материалами и инструментами. В результате второго года обучения дети будут знать центры традиционных художественных промыслов, историю развития узелкового плетения, легенды, связанные с узлами, уметь анализировать произведения народных мастеров и современного декоративно-прикладного искусства, самостоятельно разрабатывать конструкции будущих изделий, грамотно выполнять их технический рисунок, качественно выполнять изделия в соответствии с требованиями программы. В результате третьего-четвертого года обучения учащиеся будут знать центры, характерные художественные особенности традиционных художественных промыслов России, Удмуртии, законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве; иметь представление о связи предметов декоративно-прикладного искусства с интерьером; в совершенстве владеть приемами плетения; выполнят творческие проекты с элементами исследования.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      427580, Удмуртская Республика, Кезский район п.Кез, ул. Ленина, 44

      Особые условия

      Ограничений нет.

      Материально-техническое оснащение

      Приспособления и инструменты: подушки для плетения, утюг, ножницы, карандаши, измерительные приборы, иглы швейные, крючки вязальные, кисти для клея, плоскогубцы. Расходные материалы: Шнур, шпагат, нитки, проволока разная, нитки швейные, клей ПВА, картон или ДВП, ткани для фона аппликаций и искусственных цветов, бумага для набросков, бусины, бисер, другая дополнительная фурнитура, гвозди, пластиковые флаконы для оплетения, рейки, планки, анилиновые красители, сода, тушь, морилка, др.

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: 1

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:

      Для успешной реализации программы необходим высокий квалификационный уровень педагога, обладающего широкой эрудицией, знающего педагогику и возрастную психологию, отвечающего требованиям профессионального стандарта педагога дополнительного образования, в совершенстве владеющего технологией плетения и конструирования изделий макраме.

      Личностные достижения педагога

      Автор программы работает в МБУДО «Кезский районный Центр детского творчества». Педагог дополнительного образования и методист высшей квалификационной категории. Высшее педагогическое образование. В системе дополнительного образования – с 1985г. Педагог является победителем, призером многих конкурсов методических разработок. Дипломант VII и VIII Всероссийских конкурсов авторских программ по дополнительному образованию детей, Лауреат 1 степени Всероссийского конкурса программ дополнительного образования. Участник Финала VIII Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». Победитель республиканских конкурсов на поощрение лучших педагогических работников, «За нравственный подвиг учителя», призер республиканских педагогических чтений «Педагогика исследований», Республиканского конкурса презентационных материалов педагогов, республиканских конкурсов «Учебный слайд-фильм» и др. Л.Н. Родионова награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки УР, Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», грамотами за подготовку учащихся – победителей и призеров международных, всероссийских, республиканских конкурсов декоративно-прикладного и проектно-исследовательского творчества. Детскому объединению художественной направленности «Солнышко», которым руководит педагог Л.Н. Родионова, присвоено звание «Образцовый детский коллектив»

    • Результативность реализации практики

      Коллектив объединения – активный участник конкурсов разного уровня. В последние годы учащиеся стали победителями и призерами международного конкурса «Мы за счастливое детство», всероссийских конкурсов творческих работ «Мир творчества», «Осенние краски», «Цветочные фантазии», республиканских конкурсов «Рукотворные чудеса», конкурсов рисунков для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мой мир», муниципальных конкурсов «Радуга творчества», олимпиад по образовательной области «Технология», экологических акций и др.