Художественное конструирование изделий из соломки

    • Цели практики:

      эстетическое, духовно-нравственное воспитание и творческое развитие детей в процессе компетентностного обучения художественной обработке соломки.

      Задачи практики:

      – развивать профильные компетенции учащихся: художественные общекультурные, прикладные, конструкторские, проектные и технологические;

      – развивать метапредметные и общеучебные умения: учебно-интеллектуальные, учебно- коммуникативные, учебно-организационные;

      – способствовать формированию и развитию ключевых компетенций;

      – содействовать личностному развитию каждого учащегося, организационно-волевых, ориентационных и поведенческих качеств.

      – развивать интерес и уважение к творчеству разных народов мира, расширять знания в области мирового художественного прикладного творчества, развивать творческие способности учащихся, мастерство художественной обработки материалов, формировать и совершенствовать навыки художественного конструирования.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Актуальность программы определяется запросом со стороны социума, а также требованиями к результатам образования в современных условиях информационного общества, ценностью ключевых компетенций для подростков, спецификой деятельности декоративно-прикладных объединений, необходимостью самоопределения учащихся.

      Методология практики:

      Программа начального уровня (первого года обучения) знакомит учащихся с разнообразием народных промыслов. Формируются предметные компетенции, развиваются общеучебные умения. Изучается азбука, основы плетения, выполняются несложные, в том числе плоскостные, изделия из соломки.

      На среднем уровне (второй-третий год обучения) продолжается ознакомление с народными промыслами России, Удмуртии, с их художественными центрами, характерными особенностями изделий. На втором году развиваются предметные компетенции, общеучебные умения. Усваивается техника изготовления более сложных изделий, с элементами конструкторской деятельности. На третьем году развиваются предметные, формируются ключевые компетенции: ценностно-смысловые, информационная, коммуникативные, здоровьесберегающие и компетенции личностного совершенствования. Учащиеся знакомятся с современным декоративно-прикладным искусством России, Удмуртии. Совершенствуется мастерство плетения и художественного конструирования, выполняются творческие проекты. Подростки, с помощью педагога или самостоятельно, готовят мультимедийные презентации по темам художественной проектной деятельности, вовлекаются в социально значимые мероприятия, акции.

      На высоком уровне (четвертом году обучения) занятия проходят по усложненной программе. Подростки участвуют в акциях, социально и личностно значимой деятельности, самостоятельно готовят мультимедийные презентации по темам художественной проектной деятельности.

      Ожидаемый результат:

      В результате первого года обучения дети имеют представление о многообразии народных промыслов, художественном конструировании предметов декоративно-прикладного творчества, владеют азбукой плетения, знают специальную терминологию, выполняют несложные изделия в технике плоскостной аппликации и объемного плетения.

      По окончании второго года обучения подростки знают историю развития плетения из соломки, центры традиционных художественных промыслов России, анализируют произведения народных мастеров и современного декоративно-прикладного искусства с учетом знаний по композиции, разбираются в схемах, пользуются специальной терминологией. Самостоятельно разрабатывают конструкции, грамотно выполняют технический рисунок, создают изделия в соответствии с требованиями программы. Знают структуру и следуют алгоритму выполнения самостоятельного, творческого проекта.

      В результате третьего года обучения учащиеся знают виды, характерные художественные особенности традиционных художественных промыслов и современного декоративно-прикладного искусства. Знают и грамотно применяют законы и правила композиции. Имеют представление об организации интерьера средствами декоративно-прикладного искусства, в совершенстве владеют приемами художественной обработки соломки, выполняют творческий художественный проект, мультимедийные презентации. Умеют находить нужную информацию с помощью специальной литературы, интернет-источников. Осознанно участвуют в коллективной проектной деятельности.

      На четвертом году обучения учащиеся самостоятельно готовят сообщения, беседы по истории и развитию художественных промыслов. Создают вещи по законам композиции в декоративно-прикладном искусстве, выполняют комплекты, ансамбли изделий. Готовят презентации проектов с применением ИКТ. Участвуют в социально-значимой деятельности. Обладают, в той или иной степени, ключевыми компетенциями.

       

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      427580, Удмуртская Республика, Кезский район п.Кез, ул. Ленина, 44

      Особые условия

      Ограничений нет.

      Материально-техническое оснащение

      Для обучения плетению из соломки необходимо наличие светлого просторного помещения, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям. Учебно-методический комплект: учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, наглядные схемы и таблицы, образцы изделий, планы-сценарии проведения праздников, мероприятий, материалы для контроля по усвоению учебного материала, специальная литература и другой информационный материал. Основные материалы и инструменты для практической работы: соломка, проволока, леска, нитки, ткани, калька, картон, гвозди; утюг, ножницы, карандаши, измерительные приборы, иглы, кипятильник, молоток, плоскогубцы и др.

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:

      Личностные достижения педагога

      Автор программы работает в МБУДО «Кезский районный Центр детского творчества». Педагог дополнительного образования и методист высшей квалификационной категории. Высшее педагогическое образование. В системе дополнительного образования – с 1985г. Педагог является победителем, призером многих конкурсов методических разработок. Дипломант VII и VIII Всероссийских конкурсов авторских программ по дополнительному образованию детей, Лауреат 1 степени Всероссийского конкурса программ дополнительного образования. Участник Финала VIII Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». Победитель республиканских конкурсов на поощрение лучших педагогических работников, «За нравственный подвиг учителя», призер республиканских педагогических чтений «Педагогика исследований», Республиканского конкурса презентационных материалов педагогов, республиканских конкурсов «Учебный слайд-фильм» и др. Л.Н. Родионова награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки УР, Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», грамотами за подготовку учащихся – победителей и призеров международных, всероссийских, республиканских конкурсов декоративно-прикладного и проектно-исследовательского творчества. Детскому объединению художественной направленности «Солнышко», которым руководит педагог Л.Н. Родионова, присвоено звание «Образцовый детский коллектив»

    • Результативность реализации практики

      Коллектив объединения – активный участник международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских, муниципальных конкурсов. В последние годы учащиеся стали победителями и призерами:

      – международных конкурсов – международных детских экологических форумов «Зеленая планета», международных творческих конкурсов «Победита», «Мы за счастливое детство», «Берег мечты», «Карнавал осенних красок», «Моя зеленая планета» и др.

      – всероссийских конкурсов – «Овеянные славою Флаг наш и Герб», детских экологических форумов «Зеленая планета», конкурсов творческих работ «Мир творчества», «Осенние краски», «Рассударики», «День космонавтики», «Светлая Пасха», «Осенний вернисаж», «Рождественская сказка», «Россия – родина моя», «Цветочные фантазии», «Свобода творчества», Всероссийского фестиваля юных краеведов-туристов «Моя Россия» в ВДЦ «Смена», конкурсов Всероссийского детского центра «Орленок», II Всероссийской олимпиады учащихся «Интеллектуал» и др. Учащаяся объединения стала лауреатом премии Приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой молодежи в 2016г.

      – межрегиональных конкурсов – конкурса социально-экологических проектов в рамках Межрегиональной этно-экологической профильной смены «Поиск», конкурсов «И взмахнула природа кистью. Осень», «Птица года».

      – республиканских конкурсов – «Овеянные славою флаг наш и герб», «Зеркало природы», «Рукотворные чудеса», Экологических чтений «Земля, на которой я счастлив!», «Зеленая планета», генеалогического конкурса творческих и исследовательских работ учащихся «Сплетались времена, соединялись народы», конкурса рисунков для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мой мир» и др.