Областная школа журналистики

    • Цели практики:создание условий для повышения качества работы детских СМИ области через координацию их деятельности, повышение уровня профессиональной компетентности учащихся и педагогических работников в сфере журналистики

      Задачи практики:в приоритетные задачи Областной школы журналистики входят: обеспечение эффективной реализации дополнительной общеобразовательной программы в сфере журналистики для учащихся и педагогических работников; обеспечение координации деятельности и информационно-методическое сопровождение детских СМИ области; создание системы поддержки одаренных детей в сфере журналистики; содействие укреплению взаимодействия детских СМИ образовательных организаций и официальных организаций СМИ области.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Повышение качества детских СМИ является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Кроме того, практика направлена на профессиональную ориентацию школьников, а одной из характеристик является высокая степень интегрированности: возможность реализации программы на базе образовательных организаций любого типа, в системе общего и дополнительного образования.

      Методология практики:

      Областная школа журналистики является образовательной площадкой для реализации творческих, литературных способностей школьников образовательных организаций области в сфере журналистики.

      Обучение организуется в заочной (дистанционной) и очной форме (проведение лекций, семинаров-практикумов, мастер-классов и индивидуальных консультаций). Жанры журналистики; фотография в СМИ; стилистика и редактирование; техника интервью на ТВ; литературное редактирование; духовно-нравственные основы журналистики; основы дизайна и газетной верстки, а также PR – это лишь основные темы ежемесячных мастер-классов.

      Отличительной особенностью данной программы является индивидуальный подход к каждому ребенку. Направления работы областной Школы журналистики достаточно разнообразны и интересны: «Журналистские жанры», «Фотография в СМИ», «Стилистика и редактирование», «Издательское дело», «Духовно-нравственные основы журналистики» и др.

      Для закрепления полученных знаний на практике, учащиеся приглашаются на различные мероприятия, проводимые в региональной системе образования (фестивали, конкурсы, в том числе конкурсы профессионального мастерства педагогов, слеты, форумы и т.д.), а также осуществляют деятельность в качестве журналистов и фоторепортеров на школьном и муниципальном уровне.

      Преподавателями Областной школы журналистики являются специалисты средств массовой информации (АО «Издательский Дом «Мичуринск») и других заинтересованных организаций и ведомств области.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      По итогам реализации программы учащимися достигаются:

      Личностные результаты:

      – знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

      – формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

      – освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

      – формирование активной жизненной позиции.

      Метапредметные результаты:

      – овладение культурой общения с медиа,

      – овладение навыками работы с различными источниками информации;

      – развитие творческих и коммуникативных способностей;

      – развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

      – овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники

      Предметные результаты:

      – умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

      – знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью);

      – овладение навыками работы с медиатекстом. – анализ текста как конечного результата журналистской деятельности, создание текста в различных жанрах, поиск информации в различных источниках;

      – макетирование газеты и создание номера, включающего основные структурные элементы;

      – умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах.

      Интеллектуальные результаты:

      – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения;

      – навыки ведения дискуссии.

      Мыслительные результаты:

      – навыки оперирования формулировками, определениями;

      – постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

       

      Кроме того, учащиеся будут знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности.

      Продолжительность:2 года

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 3б, ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Областная школа журналистики осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 гг.,. Концепцией развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2015-2020 гг. и на основании приказа Управления образования и науки Тамбовской области от 06.10.2015 г. № 3131 «Об открытии Областной школы журналистики и организации ее работы».
      Документами, обеспечивающими реализацию практики являются внутренние локальные акты организации, определяющие распределение функций между работниками при реализации мероприятий проекта

      Материально-техническое оснащение

      Помещение:учебные кабинеты

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: компьютеры,мультимедийные устройства, МФУ, фотоаппараты, видеокамеры

      Расходные материалы:офисная и фотобумага, чернила для принтера для цветной и черно-белой печати

      Учебно-методические материалы:

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: минимум 4 преподавателя

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников: педагог, реализующий программу, должен иметь высшее гуманитарное образование и опыт работы в данной сфере

    • Перспективы

      Еще на этапе апробации работа Областной школы журналистики оказалась весьма востребованной среди учащихся и педагогов.

      Данная востребованность сохраняется и в настоящий момент, подтверждением чего является тенденция увеличения охвата детей, обучающихся в Областной школе журналистики (2015 г. – 190 чел., 2016г. – 230 чел., 2017 г. – 250 чел.)

      Учащиеся Областной школы журналистики неоднократно становились победителями и призерами регионального этапа Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов, региональных конкурсов «Юный журналист», «Юный фотограф». В рамках проекта проходит Межрегиональный фестиваль детской прессы «Голос поколения».

      За период реализации проекта учащимися Областной школы журналистики подготовлено более 2000 публикаций (эссе, очерки, интервью, репортажи, заметки, стихи) в областной школьной газете «Ровесник» и более 1500 в школьных СМИ.

      В ближайшей перспективе будет разработан сайт, который обеспечит возможность дистанционной работы педагогов школы журналистики с учащимися, что в свою очередь будет способствовать увеличению охвата детей проектом, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.