Шахматы

    • Цели практики:

      развитие личности ребенка, способной к логическому и аналитическому мышлению посредством овладения общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

      Задачи практики:

      Основной задачей базового уровня предстает привлечение детей к творческой, поисковой, интеллектуальной деятельности. Задача педагога – развить у детей знания, умения и навыки, которые им потребуются при дальнейшем освоении общеобразовательных программ и программ соответствующего направления. Помимо личностных и метапредметных задач ставятся и предметные задачи:

      – познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

      – помочь овладеть приемами тактики и стратегии шахматной игры;

      – учить самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

      – учить видеть в позиции разные варианты.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:

      - во включении в учебно – тематический план логических игр (шашки, головоломки, задачи и т.п.),

      - в опыте применения в строго определенной последовательности динамических пауз на занятии,

      - в использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ («Шахматная школа для начинающих»; «Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов»; «Энциклопедия шахматных окончаний»; «Тактика в открытых дебютах» и т.д.),

      - в поэтапном освоении учащимися предлагаемого курса с учетом индивидуальных особенностей.

      Актуальность создания данной программы вызвана познавательными потребностями современных детей и их родителей, а так же ориентированностью на социальный заказ общества. Программа «Шахматы» направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности, обеспечение эмоционального благополучия ребенка и, как следствие, профилактику асоциального поведения несовершеннолетних. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также по поиску и сопровождению одаренных, талантливых детей.

      Методология практики:

      Программа предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных турнирах и соревнованиях, а также решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, сеансы одновременной игры, блиц – турниры, беседы, лекции, анализ партий, консультационные партии.

      Ожидаемый результат:

      По мере освоения дополнительной общеобразовательной программы у учащихся формируются ценностно – смысловые, общекультурные, учебно – познавательные, коммуникативные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования. Обучаясь по данной программе, дети познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт, смогут получить спортивные разряды, научатся работать с шахматными компьютерными программами.

      Продолжительность:

      Срок освоения – 3 года. Уровень усвоения – базовый (общекультурный). Объем программы варьируется в зависимости от года обучения, уровня подготовленности и возрастных особенностей обучающихся от 144 до 216 часов в год.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      426069, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. 5-я Подлесная, 44

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Приказы об утверждении Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Шахматы» и рабочих программ по годам обучения, локальные акты учреждения.