Краеведение в экскурсиях и проектах

    • Цели практики: освоение технологии проектной деятельности, расширение и преобразование знаний о родном городе, получаемых из информационных источников и реальной жизни

      Задачи практики:

      · Знакомство с историей основания и достопримечательностями Устиновского района и г.Ижевска

      · Освоение проектных навыков

      · Развитие коммуникативных способностей

      · Развитие умения личностной саморефлексии

      · Готовность и способность к личностному самоопределению

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Краеведение помогает учащимся не только получить знания о родном крае, но и способствует воспитанию любви к нему, формированию гражданской позиции. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь только рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность. Программа позволяет учащимся практически, «собственными ногами и глазами», через экскурсионную и проектную деятельность создать для себя пространственно-визуальный образ города и района, в котором они живут.

      Одним из методов обучения краеведению является метод проектов. В ходе реализации программы учащиеся осваивают технологию проектирования, что является весьма актуальным для современного образования. Краеведение же выступает той предметной областью, в которой выполняются проекты. В этом и заключается новизна и оригинальность программы.

      Программа состоит из двух модулей: Краеведение и Проектирование. В начале года через экскурсионную и игровую деятельность идет освоение тем модуля «Краеведение». Обучающиеся знакомятся с историческими и природными особенностями развития Устиновского района (1 год обучения) и города Ижевска (2 год обучения). Модуль «Проектирование» посвящен освоению проектной технологии. Содержание раздела выстроено в логике проектной технологии, итогом является выполнение социально-значимого проекта в предметной области «краеведение». Третий год обучения строится по принципиально новой модели. В начале учебного года участники проектной команды определяются со своими интересами, связанными с будущей профессией, и увлечениями, мотивами деятельности и творчества. После чего формируются рабочие группы по интересам, согласовываются цели всех участников, выявляются образовательные запросы. Проектная команда, учитывая интересы рабочих групп, определяется с темой проекта. Каждый участник проектной команды выстраивает свою собственную образовательную траекторию в проекте. Таким образом, в ходе выполнения проекта каждый учащийся находит ответ на индивидуально значимый для него вопрос.

      При освоении программы используются групповые формы организации образовательного процесса и такие виды занятий, как экскурсионные прогулки, квесты, игры-путешествия и образовательные путешествия, практические работы, аналитические игры, проектные мастерские и т.д.

      Ожидаемый результат:

      В результате прохождения программы учащийся осваивает следующие УУД:

      Метапредметные результаты

      Познавательные: Умеет находить и извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, табл., схема, иллюстрация, карта и т.д.)

      Умеет структурировать информацию

      Умеет использовать знаково-символические средства для решения различных задач

      Умеет анализировать, устанавливать причинно-следственные связи

      Регулятивные: Умеет оценить качество проектирования

      Коммуникативные: Умеет общаться и взаимодействовать в группе в ходе совместной деятельности

      Личностные результаты

      – умеет рефлексировать (осознавать результаты личного участия в проекте)

      Предметные результаты

      Знает:

      – что такое проект

      -этапы проектирования

      -понятие «ресурсы», типы ресурсов

      -понятие «источники информации»

      – что такое «портфолио проекта»

      -историю основания и достопримечательности Устиновского района и г.Ижевска

       

      Умеет:

      – составлять перечень требований (критериев) к проектному продукту

      -составлять план индивидуальной работы,

      -использовать различные источники информации,

      -производить оценку проектного продукта

      Продолжительность:

       2 года

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      426073, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Союзная, д. 75

      Особые условия

      Нет.

      Материально-техническое оснащение

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

      для проведения занятий необходимы экран, мультимедиапроектор, ноутбук.

      Расходные материалы:

      листы ватмана и маркеры для работы на проектных мастерских. Карты спортивные, топографические, карто-схема г.Ижевска, карточки с заданиями, маршрутные листы для проведения экскурсионных прогулок, игр и образовательных путешествий.

      Учебно-методические материалы:

      дидактические материалы и методические разработки экскурсионных игр, квестов, образовательных путешествий по городу, деловых игр и проектных мастерских, комплекс оценочных материалов.

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:

      Программа реализуется педагогом дополнительного образования. Сопровождение программы осуществляется методистом по краеведческой и проектной деятельности, который организует и проводит основные мероприятия программы (экскурсионные игры, аналитические и проблемно-деятельностные игры, Фестиваль проектов и т.д.). Для проведения некоторых экскурсионных игр и квестов задействованы судейские бригады, состоящие из специалистов (туристов и краеведов) и старшеклассников.

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:

      знание исторических и природных особенностей развития родного города, начальные навыки спортивного ориентирования и ориентирования в городском пространстве, владение технологией проектирования

    • Перспективы

      После окончания программы ее участники могут заниматься социальным проектированием

      Результативность реализации практики

      Участники программы являются призерами и победителями Республиканской конференции исследовательских и проектных работ «Исследователь нового века» 2015, 2016, 2017 г.г.