Авторская программа «Юный радиоэлектротехник»

    • Цели практики:

      Формирование ключевых компетенций обучающихся, способствующих дальнейшему профессиональному самоопределению, самореализации в области радиоэлектротехники

      Задачи практики:

      Предметные:Формирование теоретических знаний по основам радиоэлектротехники и их дальнейшее расширение и углубление, выработка практических знаний, умений и навыков, необходимых для радиотехнического конструирования

      Метапредметные:Совершенствование навыков радиоконструирования воспитанников черезпроектную, исследовательскую деятельность для создания более сложных приборов, моделей и различных радиоэлектротехнических устройств

      Личностные:Воспитание творческой инициативы, культуры труда кружковцев в атмосфере сотрудничества и сотворчества средствами радиотехнического конструирования

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Изучение социального заказа общества (подготовка детей и подростков к будущей технической профессии), мнения родителей, запросов учащихся, анализ литературы по детскому техническому творчеству, образовательных программ, показали, что радиотехника сегодня интересна и актуальна. Современный быт невозможно представить без радиотехнических помощников: микроволновые печи, радиотелефоны, приемники, музыкальные центры, телевизоры, модемы и многое другое – это лишь малая часть изделий радиотехники и электроники. Более того, такие направления как телевидение и радионавигация, телемеханика, звукозапись и радиодиагностика сегодня как никогда отвечают реальным потребностям практики,так как настоящее и будущее подрастающего поколения прочно связаны с такой многогранной областью как радиотехника.

      Новизна программы «Юный радиоэлектротехник» заключается в обновленном содержание с учетом требований программы «Электрорадиотехнология» образовательной области «Технология», реализуемой в общеобразовательных школах; введены новые разделы «Электровакуумные приборы», «Электронно-лучевые трубки», «Аналоговые и интегральные микросхемы», «Электронные лампы и их применение», «Элементы антенной техники», «Основы компьютерного моделирования радиотехнических устройств на IBMPC», «Приемопередающая аппаратура», «Цифровые и гибридные интегральные схемы, их применение», «Цифровые и интегральные схемы и их применение», «Видеотехника», «Радиотехническое конструирование». Это позволяет, при правильной организации процесса обучения, обеспечить высокую мотивацию воспитанников кружка к изучению и освоению сложных элементов современной техники, помогает им сформировать техническое мышление, правильно организовать свой досуг, адаптироваться к жизни в коллективе, современном социуме.

      Методология практики:

      В программе «Юный радиоэлектротехник» широко используются новые педагогические технологии. Особое внимание уделяется проектным технологиям, в которых используется опыт Киль Патрика, Дью И. Использование метода проектов на занятиях способствует комплексности обучения, развитию творческого начала у детей различного возраста, уровня базовой подготовки, повышению личной уверенности у каждого воспитанника, формирует позитивное отношение к себе и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Основные типы проектов, используемых на занятиях, варьируются в зависимости от сложности учебного материала и года обучения воспитанников. Длительность реализации проектов обусловлена временем исполнения конструкций. При выполнении проекта, обозначаются этапы его исполнения: подготовительный, технологический, заключительный, а также уровни его осуществления: постановка проблемы и цели, осознание применения в конкретной области деятельности, первое миниисследование (способы выполнения конструкции), определение конкретной технической задачи и ее формулировка, выявление основных параметров, исследование условий эксплуатации, выполнение технических операций, защита представленного проекта.

      Некоторой иллюстрацией по методологии могут служить мои статьи опубликованные в периодических печатных изданиях

      Журнал «Радио» № 1,2 2004г (статья «Кружок радиотехнического конструирования»)

      Журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 8 2012г (статья " Личностно ориентированная педагогика в кружке «Радиотехническое конструирование»)

      Журнал «Дополнительное образование и воспитание детей в Хабаровском крае» № 3 2012г (статья «Проектные технологии в кружке „Радиотехнического конструирования“ как фактор творческого развития и профессионального самоопределения воспитанников»

      Журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 8 2017г (статья " Рекомендации по введению в проектную деятельность учащихся начальной школы«)

       

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.)

      Реализация дополнительной образовательной программы «Юный радиоэлектротехник» предполагает наличие у воспитанников основных знаний, умений, навыков:

      1 год обучения

      · Умение ориентироваться в электрических величинах и их определениях.

      · Понимание условно-графических и цифро-графических обозначений элементов

      · Способность разбираться в назначении и принципе работы радиокомпонентов, блоков и схем.

      · Целесообразное использование справочной литературы (книги, журналы, пособия, интерактивные библиотеки).

      · Приобретение навыков при работе с различным электротехническим, слесарным и столярным инструментом

      2 год обучения

      · Освоение принципов работы современных радиотехнических схем

      · Совершенствование теоретического и практического опыта при проведении анализа электрических цепей.

      · Правильное составление и оформление конструкторской документации.

      3 год обучения

      · Использование вычислительных машин в решении технических и конструкторских задач

      · Рациональное использование времени по исправлению ошибок при изготовлении радиотехнических схем.

      · Грамотная постановка и решение изобретательских задач.

      Продолжительность:

       

      Программа рассчитана на 3 года обучения.

      1-й год обучения: группа формируется в составе 8-10 человек.

      Количество часов в неделю: 2 занятия по 2 часа в день, всего в год предусмотрено 144 часа.

      2-й год обучения: количество детей 8-10 человек.

      Количество часов в неделю: 2 занятия по 2 часа в день, всего в год – 144 часа.

      3-й год обучения: группа комплектуется в количестве 8-10 человек.

      Количество часов в неделю: 2 занятия по 3часа, и 1 по 2часа, третий год обучения рассчитан на 288 часов в год.

      Занятия первого года обучения осуществляются с учащимися 5-9 классов, желающих заниматься радиотехникой. Занятия второго года обучения ведутся с учащимися 6-10 классов, освоивших базовый материал 1-го года обучения. Занятия третьего года обучения проводятся с учащимися 7-11 классов, изучивших базовый материал первого и второго годов обучения. В данное время проводится пробная работа с учащимися начальной школы.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Краснофлотская, д. 22/2, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Авторская программа «Юный радиоэлектротехник». Экспертное заключение № 2 от 17.11. 2015 комиссии Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

      Видео

      Один из реализованных проектов 2017 год

      Один из реализованных проектов 2017 год

    • Перспективы

      В данный момент, проводится работа, по обновлению теоретических и практических аспектов в IT направлении.