Авторская программа «Юный радиоэлектротехник»

    • Цели практики:

      Формирование ключевых компетенций обучающихся, способствующих дальнейшему профессиональному самоопределению, самореализации в области радиоэлектротехники

      Задачи практики:

      Предметные:Формирование теоретических знаний по основам радиоэлектротехники и их дальнейшее расширение и углубление, выработка практических знаний, умений и навыков, необходимых для радиотехнического конструирования

      Метапредметные:Совершенствование навыков радиоконструирования воспитанников черезпроектную, исследовательскую деятельность для создания более сложных приборов, моделей и различных радиоэлектротехнических устройств

      Личностные:Воспитание творческой инициативы, культуры труда кружковцев в атмосфере сотрудничества и сотворчества средствами радиотехнического конструирования

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Изучение социального заказа общества (подготовка детей и подростков к будущей технической профессии), мнения родителей, запросов учащихся, анализ литературы по детскому техническому творчеству, образовательных программ, показали, что радиотехника сегодня интересна и актуальна. Современный быт невозможно представить без радиотехнических помощников: микроволновые печи, радиотелефоны, приемники, музыкальные центры, телевизоры, модемы и многое другое – это лишь малая часть изделий радиотехники и электроники. Более того, такие направления как телевидение и радионавигация, телемеханика, звукозапись и радиодиагностика сегодня как никогда отвечают реальным потребностям практики,так как настоящее и будущее подрастающего поколения прочно связаны с такой многогранной областью как радиотехника.

      Новизна программы «Юный радиоэлектротехник» заключается в обновленном содержание с учетом требований программы «Электрорадиотехнология» образовательной области «Технология», реализуемой в общеобразовательных школах; введены новые разделы «Электровакуумные приборы», «Электронно-лучевые трубки», «Аналоговые и интегральные микросхемы», «Электронные лампы и их применение», «Элементы антенной техники», «Основы компьютерного моделирования радиотехнических устройств на IBMPC», «Приемопередающая аппаратура», «Цифровые и гибридные интегральные схемы, их применение», «Цифровые и интегральные схемы и их применение», «Видеотехника», «Радиотехническое конструирование». Это позволяет, при правильной организации процесса обучения, обеспечить высокую мотивацию воспитанников кружка к изучению и освоению сложных элементов современной техники, помогает им сформировать техническое мышление, правильно организовать свой досуг, адаптироваться к жизни в коллективе, современном социуме.

      Методология практики:

      В программе «Юный радиоэлектротехник» широко используются новые педагогические технологии. Особое внимание уделяется проектным технологиям, в которых используется опыт Киль Патрика, Дью И. Использование метода проектов на занятиях способствует комплексности обучения, развитию творческого начала у детей различного возраста, уровня базовой подготовки, повышению личной уверенности у каждого воспитанника, формирует позитивное отношение к себе и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Основные типы проектов, используемых на занятиях, варьируются в зависимости от сложности учебного материала и года обучения воспитанников. Длительность реализации проектов обусловлена временем исполнения конструкций. При выполнении проекта, обозначаются этапы его исполнения: подготовительный, технологический, заключительный, а также уровни его осуществления: постановка проблемы и цели, осознание применения в конкретной области деятельности, первое миниисследование (способы выполнения конструкции), определение конкретной технической задачи и ее формулировка, выявление основных параметров, исследование условий эксплуатации, выполнение технических операций, защита представленного проекта.

      Некоторой иллюстрацией по методологии могут служить мои статьи опубликованные в периодических печатных изданиях

      Журнал «Радио» № 1,2 2004г (статья «Кружок радиотехнического конструирования»)

      Журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 8 2012г (статья " Личностно ориентированная педагогика в кружке «Радиотехническое конструирование»)

      Журнал «Дополнительное образование и воспитание детей в Хабаровском крае» № 3 2012г (статья «Проектные технологии в кружке „Радиотехнического конструирования“ как фактор творческого развития и профессионального самоопределения воспитанников»

      Журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 8 2017г (статья " Рекомендации по введению в проектную деятельность учащихся начальной школы«)

       

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.)

      Реализация дополнительной образовательной программы «Юный радиоэлектротехник» предполагает наличие у воспитанников основных знаний, умений, навыков:

      1 год обучения

      · Умение ориентироваться в электрических величинах и их определениях.

      · Понимание условно-графических и цифро-графических обозначений элементов

      · Способность разбираться в назначении и принципе работы радиокомпонентов, блоков и схем.

      · Целесообразное использование справочной литературы (книги, журналы, пособия, интерактивные библиотеки).

      · Приобретение навыков при работе с различным электротехническим, слесарным и столярным инструментом

      2 год обучения

      · Освоение принципов работы современных радиотехнических схем

      · Совершенствование теоретического и практического опыта при проведении анализа электрических цепей.

      · Правильное составление и оформление конструкторской документации.

      3 год обучения

      · Использование вычислительных машин в решении технических и конструкторских задач

      · Рациональное использование времени по исправлению ошибок при изготовлении радиотехнических схем.

      · Грамотная постановка и решение изобретательских задач.

      Продолжительность:

       

      Программа рассчитана на 3 года обучения.

      1-й год обучения: группа формируется в составе 8-10 человек.

      Количество часов в неделю: 2 занятия по 2 часа в день, всего в год предусмотрено 144 часа.

      2-й год обучения: количество детей 8-10 человек.

      Количество часов в неделю: 2 занятия по 2 часа в день, всего в год – 144 часа.

      3-й год обучения: группа комплектуется в количестве 8-10 человек.

      Количество часов в неделю: 2 занятия по 3часа, и 1 по 2часа, третий год обучения рассчитан на 288 часов в год.

      Занятия первого года обучения осуществляются с учащимися 5-9 классов, желающих заниматься радиотехникой. Занятия второго года обучения ведутся с учащимися 6-10 классов, освоивших базовый материал 1-го года обучения. Занятия третьего года обучения проводятся с учащимися 7-11 классов, изучивших базовый материал первого и второго годов обучения. В данное время проводится пробная работа с учащимися начальной школы.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Краснофлотская, д. 22/2, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Авторская программа «Юный радиоэлектротехник». Экспертное заключение № 2 от 17.11. 2015 комиссии Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

      Особые условия

      Нет

      Материально-техническое оснащение

      Помещение:

      · Помещение чистое и сухое, с изолированным полом, вытяжной вентиляцией, нормальной температурой воздуха. Общее освещение производится подвесными светильниками, местное настольными лампами. Напряжение питания настольных ламп и электропаяльников выбирают равным 36 вольт. Правила пожарной безопасности согласуются с представителем местной пожарной охраны. К ним относятся: план эвакуации детей в случае возникновения пожара, оборудование мест использования нагревательных приборов, определение мест хранения легковоспламеняющихся жидкостей. Необходимо предусмотреть место для размещения столярных и слесарных верстаков. На каждого ребенка отводится не менее 4 кв. м. Для рабочих мест пригодны лабораторные или ученические столы 800*1400 мм. Рабочее место педагога расположено так, чтобы можно было видеть все рабочие места лаборатории. На стенах размещаются наглядные пособия, таблицы, типовые схемы, конструкции монтажных плат, разновидности радиотехнических и электронных деталей.

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

      Мультиметры серии 83. Генератор стандартных сигналов. Сверлильный станок. Абразивный станок. Аналоговый осциллограф, цифровой осциллограф, звуковой генератор. измерители индуктивностей, стабилизированный источник питания, лабораторный автотрансформатор (ЛАТР). Паяльные станции. Количество оборудования, инструментов, измерительных приборов, материалов и деталей, определяется в ходе практических занятий.

      Инструменты индивидуального пользования: паяльники электрические мощностью до 40 вт, плоскогубцы разные, круглогубцы с губками 5 мм, кусачки торцовые и боковые, пинцеты, монтажные ножи, отвертки с лезвием 2-8мм, Инструменты общего пользования: тиски ручные настольные и слесарные, дрель электрическая с набором сверл 1-10 мм, плашки и метчики, молотки массой 200-300 г, напильники и надфили разных размеров, гаечные накидные и универсальные ключи, ножовка слесарная ручная, ножницы разные, нож- резак по металлу, кернер, бородки, угольники, линейки металлические, штангенциркуль, рубанки, долото, стамески, коловорот с перками.

      Расходные материалы:

      Картон, чертежная бумага, клей, калька, фанера, дюралюминий листовой, жесть белая, латунь листовая разная, припой ПОС-60, сплав Вуда, флюсы жидкие и твердые, ацетон, нитрокраски разные, лакоткань, нитки хлопчатобумажные, шурупы и гвозди мелкие, наждачная бумага, провод монтажный, провод обмоточный, батареи и элементы питания.

      · Резисторы и конденсаторы по номиналам. Громкоговорители малогабаритные разные. Выпрямительные и импульсные диоды. Транзисторы высокочастотные и низкочастотные. Ферритовые стержни и кольца. Сердечники подстроечные карбонильные и ферритовые, телефонные капсюли, выключатели и тумблеры, разъемы, реле разные, электролампы, радиолампы, цифровые и аналоговые микросхемы, стабилизаторы напряжения, стабилитроны. Электродвигатели, трансформаторы, панели, переключатели.

      Учебно-методические материалы:

      Приведу некоторые из них

      Для реализации образовательной программы «Юный радиоэлектротехник» составлены дополнительные дидактические материалы:

      · Учебные задания для индивидуальной и групповой работы

      1 год обучения

      Различные учебные занятия (Приложение 2).«Практикум с пассивными элементами радиосхем» 5-9кл,  "Проверка годности радиоэлектронных компонентов перед установкой на плате"5-9кл

      2 год обучения

      "Эксплуатация и применение электроизмерительной аппаратуры«6-10кл , «Мастерская радиолюбителя» 6-10кл, «Монтаж радиотехнической аппаратуры» 6-10кл, «Электроизмерения, измерительные приборы» 6-10кл.

      3 год обучения

      «Электрорадиоматериалы» 7-11кл, " Практикум по основным логическим элементам«7-11кл «Программное обеспечение в проектировании радиоэлектронных устройств» 7-11кл


      · Электрифицированные учебные стенды по основам цифровой логики и автоматики:

      «Основы цифровой логики», «Практикум по основным логическим элементам», «Элементы автоматики».

      · Наглядные пособия:

      «Макетные платы», «Конденсаторы», «Транзисторы», «Резисторы», «Стабилитроны», «Гальванические элементы», «Графическое обозначение радиоэлементов», «Устройство осциллографа», «Электроизмерительные приборы».

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:

      1

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:

      Наиболее полно реализуют данную программу учителя технического труда и технологии.

      Личностные достижения педагога

      Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации «За заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд», приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 № 317к-н.

      Видео

      Один из реализованных проектов 2017 год

      Один из реализованных проектов 2017 год

    • Перспективы

      В данный момент, проводится работа, по обновлению теоретических и практических аспектов в IT направлении.

      Результативность реализации практики

      За время работы объединения из более 700 воспитанников только 11% выбрали специальности не связанные с промышленностью.