Программа «Путь к звёздам»

    • Цели практики:

      формирование и развитие у подростков целостного представления о строении и эволюции Вселенной, раскрытие многоаспектной проблемы «Человек-Вселенная».

      Задачи практики:

      · приобретение обучающимися знаний в области астрономии и других фундаментальных наук;

      · формирование навыков владения астрономическими приборами и инструментами; умения проводить простейшие астрономические наблюдения и исследования.

      · предоставление возможности самореали­зации в творчестве, использования знаний в различных видах деятельности.

      · развитие умственных способностей детей (восприятия, внимания, логи­ческого и образного мышления, памяти, воображения), творческого мышления, исследовательской активности;

      Краткое обоснование актуальности практики: программа построена с учетом высокого мотивационного уровня детей и подростков к исследовательской и творческой деятельности

      Методология практики: исследовательская деятельность с использованием IT-технологий.

      Ожидаемый результат :

      Предметные знания

      · знать правила техники безопасности при наблюдениях, технической эксплуатации телескопов и других астрономических приборов;

      · знать основные точки, линии и плоскости небесной сферы;

      · знать классификацию тел солнечной системы, физические условия на них;

      · знать определять наилучшие условия видимости планет;

      · знать основные этапы жизни звезд;

      · знать основы космологии и формулировку антропного принципа;

      · уметь выставлять полярную ось телескопа;

      · уметь применять специальные программы для обработки астрофотографий;

      · уметь находить на небе объекты глубокого космоса;

      · уметь применять параллактический метод для определения расстояний до недоступных объектов;

      · уметь пользоваться теодолитом;

      Метапредметные умения

      · уметь отличать естественный и искусственный мусор;

      · уметь отслеживать наступление геомагнитных бурь;

      · уметь пользоваться компьютерной программой "Селестия";

      · уметь определять время восхода и захода Солнца с помощью подвижной карты звездного неба;

      Личностные умения

      · развитие критического мышления;

      · развитие навыков исследования;

      · развитие взглядов на устройство мира;

      · развитие навыка ведения дискуссий, сотрудничества в группах.

      Данные умения и навыки способствуют формированию основ образовательной, экологической, информационной и коммуникативной компетенций подростков.

      Продолжительность: 3 года

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Ижевск, ул.Кирова, 17

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Приказ по МБОУ ДО "ДД(Ю)Т" № 307 от 09.06.2017 года

      Особые условия

      Нет

      Материально-техническое оснащение

      Помещение:

      Реализации данной образовательной программы проводится в кабинете, который соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам.

      Кабинет имеет следующие функциональные зоны:

      – индивидуальные места за столами. Обязательным оборудованием кабинета являются: рабочие столы, стулья.

      – зона хранения учебных пособий, материалов. В специальном месте (шкафы, стеллажи) хранятся необходимые для образовательного процесса раздаточный материал, канцелярские принадлежности, учебная литература, макеты планет, глобусы.

      – зона для просмотров демонстрационных материалов. Кабинет должен быть оборудован магнитной доской, иметь возможность демонстрации видеоматериалов.

      – Зона для наблюдений за небом. Необходима специальная наблюдательная площадка и астрономическая обсерватория.

      – Кабинет должен быть хорошо освещен, но при этом иметь возможность затемнения для просмотра видеоматериалов. Существует как дневное, так и искусственное (электрическое) освещение.

      – рабочее место для педагога

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

      телескоп-рефрактор (2 шт), телескоп-рефлектор (3 шт), менисковый телескоп (2 шт), проектор, школьный спектрометр, слайд-проектор, фотоаппараты, набор линз и зеркал компьютер или ноутбук.

      Учебно-методические материалы:

      – мультимедийные фильмы, презентации

      – Справочный материал, литература для общего пользования по профилю.

      – Тематические плакаты, набор тематических слайд-фильмов

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: один

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических работников:высшее специальное образование , специальность – астроном

      Личностные достижения педагога

      Победитель конкурса «Сердце отдаю детям» 2006г, победитель заочного тура «Педагог года» 2016.

    • Перспективы

      Повышение охвата детей, реализация проекта "Астро-vigion"

      Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

      Неблагоприятные погодные условия для наблюдений

      Результативность реализации практики

      Ежегодные победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады по астрономии, призер всероссийского этапа олимпиады по астрономии в 2014г., 2 место на олимпиаде «Малая медведица» для младших школьников в г. Новосибирск 2017г.