Дополнительная общеобразовательная программа "Моя планета"

    • Цели практики:формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения средством проектной и природоохранной деятельности, развитие творческих способностей и создание условий для творческой самореализации ребенка.

      Задачи практики:

      Обучающие:

      – дать первоначальные знания по биологии, экологии;

      – расширить знания обучающихся об окружающей природе;

      -познакомить с проведением исследования и опытов; – познакомить с мерами, по улучшению состояния окружающей среды;

      – познакомить с устройством микроскопа и лабораторным оборудованием.

      Воспитательные:

      – воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, доводить начатое дело до конца;

      – воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

      – воспитывать бережное отношение к природе;

      – формировать навыки экологической культуры.

      Развивающие:

      – развивать творческие способности детей и самостоятельность;

      – развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний;

      – развивать логическое мышление и внимание;

      -развивать умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      В настоящее время резко обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. В связи с этим остро встаѐт вопрос об экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего поколений. С детства начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления – это основа для последующего экологического мировоззрения. О формировании научного мировоззрения можно говорить только тогда, когда знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают в качестве ориентировочной основы действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире (Г.Е.Залесский, 1982). Поэтому экологическое воспитание учащихся, сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

      Таким образом, актуальность программы в том, что она ставит перед собой задачу воспитания экологической культуры у обучающихся. Под экологическим воспитанием можно понимать многостороннее взаимодействие обучающихся как активных субъектов с окружающей природно – социальной средой, в процессе которого они созревают как личности – представители особой экосистемы – человек – природа – общество. Образовательная программа «Моя планета» обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, выполнять творческие задания, соблюдать правила поведения в природе и правила здорового образа жизни. Это позволит детям больше узнать о природе и экологических проблемах, научит применять знания на практике и вносить посильный вклад в сохранение окружающей нас природы.

       

      Методология практики:

      Применяются следующие методы обучения:

      словесные методы (устное изложение, беседа и др.),
      наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций и др.),
      практические методы (демонстрации, практическая работа на основе полученных знаний),
      объяснительно – иллюстративные методы обучения (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
      репродуктивные методы обучения (в этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
      частично – поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске);
      исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы),
      метод коллективных творческих дел в осуществлении практической природоохранной деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума;
      игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков.

      Применяются методы воспитания:

      Убеждение – предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Как приемы убеждения педагог может использовать: рассказ, беседу, объяснение, диспут.
      Упражнение – обеспечивает вовлечение обучающихся в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.
      Поощрение – возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную позицию.

      Формы организации образовательного процесса: групповая.

      Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны учащихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и проектных работ по программе.

       

      Формы организации учебного занятия:

      акция,
      беседа,
      диспут,
      защита проектов,
      игра,
      конкурс,
      конференция,
      мастер-класс,
      «мозговой штурм»,
      наблюдение,
      олимпиада,
      открытое занятие,
      практическое занятие,
      фестиваль,
      экскурсия,
      экзамен,
      экодетектив,
      эксперимент.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Учащиеся будут знать:

      · Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

      · Возраст Земли

      · Историю Земли

      · Представлять количество и распределение пресной воды на Земле

      · Характеризовать круговорот воды

      · Строение кожицы лука

      · Знать поступление и передвижение воды и минеральных веществ в растении

      · Строение растительной и животной клетки

      · Строение простейших (инфузория туфелька, эвглена зеленая)

      · Строение дождевого червя

      · Обсуждать способы сокращения потребления воды

      · Строение почвы

      · Иметь представление об основных компонентах воздуха

      · Называть компоненты биосферы

      · Понимать значение воды, почвы, воздуха для всего живого

      · Пищевые цепи

      · Значение солнца, как источника энергии

      · Что такое экосистема

      · Экологическая пирамида

      · Характеристику консументов, редуцентов, продуцентов

      · Перемещение энергии по пищевой сети

      · Понимать, что люди – часть экосистемы

      · Какой мусор можно переработать

      · Что такое кислотные осадки

      · Определение степени токсичности бытовых химических средств

      · Как загрязняющие вещества воздействуют на живые существа

      · Действие слюны на крахмал

      · Действие желудочного сока на белок

      · Какие процессы приводят к загрязнению почвы, воды и атмосферы

       

      будут уметь:

      · Работать с увеличительными приборами и лабораторным оборудованием

      · Определять возраст Земли

      · Готовить препараты кожицы лука

      · Работать с микропрератами

      · Измерять количество воды, потребляемое семьей за год

      · Характеризовать круговорот воды

      · Способы сокращения потребления воды

      · Характеризовать компоненты почвы

      · Называть основные компоненты воздуха

      · Называть компоненты биосферы

      · Понимать значение воды, почвы, воздуха для всего живого

      · Определять пищевые цепи и сети

      · Устанавливать сходство между экосистемой пруда и экосистемами, в которых живет человек

      · Характеризовать консументы, редуценты, продуценты

      · Определять какой мусор можно переработать

      · Находить замену продукции, которую невозможно или трудно переработать

      · Определять степень токсичности бытовых химических средств

      · Определять наличие кислоты при помощи химических индикаторов

       

      Организация деятельности по программе создаст условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

       

      Личностные результаты:

      · развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

      развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей местности;
      · развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, различные жанры декоративно-прикладного искусства и т.д.);

      · воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды, инициирование экологических акций;

      формирование мотивации дальнейшего изучения природы, выбор темы исследования;
      готовность работать в группе: выбирает роль, позицию в группе, представляет групповой результат;
      освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы.

      Предметные результаты:

      овладение навыками оформления исследовательской работы или проекта; защита исследовательской работы или проекта на конкурсах, конференциях разного уровня.
      · умение проговаривать последовательность действий;

      · умение работать по предложенному плану;

      · умение работать с полученной информацией;

      · умение выполнять практические задания в учебном процессе и обыденной жизни;

      · умение находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

      · умение использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, представления информации;

      · умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, устанавливать аналоги и причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения;

       

      Метапредметные результаты:

      формулирование с помощью педагога цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
      формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме (в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д);
      развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

      Продолжительность: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя планета» рассчитана на 1 год обучения, реализуется в объеме 144 часа.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Тюменская обл., Ишимский р-н, поселок Детский Дом N29

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя планета" утверждена  на методическом совете МАУ ДО ЦДО Ишимского района  протокол № 2 от 25 августа 2017 года.

    • Перспективы

      По желанию учащихся занятия будут продолжены в следующем году