Региональная эколого-краеведческая экспедиция «ЧИР»

    • Цели практики:Формирование личности, сочетающей деятельную любовь к живой природе и стремление к ее познанию, энтузиазм исследователя, глубоко и всесторонне изучающего факты и закономерности живой природы, и навыки практика, умеющего применять знания в жизни, занимающую активную жизненную позицию.

      Задачи практики:

      · Создание благоприятных условий для выявления, реализации и стимулирования дальнейшего развития научно-исследовательского потенциала участников экспедиции через проведение экскурсий, практических занятий по разным направлениям (краеведение, ботаника, ихтиология, общая экология, зоология, орнитология и др.).

      · Обучение навыкам выживания на природе через проведение походов, экскурсий в дикую природу.

      · Выявление местных экологических проблем и проведение природоохранных мероприятий через организацию работы по заданию природоохранных организаций.

      · Создание благоприятных условий для личностного роста и командного сплочения участников программы через проведение спортивных мероприятий, походов, экскурсий.

      · Формирование потребности в здоровом образе жизни, выработка навыков социально – одобряемого поведения, профилактика асоциальных явлений через проведение спортивно-туристских мероприятий.
      Повышение самооценки подростков посредством создания ситуаций успеха.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Актуальность программы заключается в необходимости решения педагогами задач:

      · по применению учащимися теоретических знаний в практической, исследовательской и общественной деятельности;

      · по организации личного участия детей в выявлении и решении местных экологических проблем;

      · по обеспечению мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

      · по воспитанию у подрастающего поколения патриотизма, гражданской ответственности, социальной и культурной компетенции;

      · формированию духовно – нравственных качеств, способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации.

      Методология практики:

      · Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков, мониторинг здоровья воспитанников.

      · Анализ травматизма и заболеваемости.

      · Экскурсии в природу.

      · Написание исследовательской работы.

      · Участие в итоговой конференции

      · Наблюдение.

      · Анкетирование.

      · Навыки самоорганизации жизнедеятельности в полевых условиях

      · Итоговая выставка творческих работ (глина, рисунки).

      · Анализ результатов участия в конкурсах и соревнованиях.

      Беседы.

      Ожидаемый результат (целевые показатели и качественные характеристики):

      В процессе реализации программы будут достигнуты следующие результаты:

      · Получены навыки выполнения, написания, оформления и защиты научно-исследовательских работ: за время экспедиции участники выполнят около 30 научно-исследовательских работ, защитят на научной конференции. 10 лучших работ примут участие в областных и Российских конференциях.

      · Организована природоохранная эколого-краеведческая деятельность, проведены социально-значимые акции: примерно 20 детей получат звание инструкторов областного экологического движения «ЧИР» и продолжат работу по дальнейшей организации акций и мероприятий на местах.

      · Выявлены местные экологические проблемы, разработаны и организованы малые социальные проекты.

      · Приобретены участниками экспедиции элементарные практические навыки по организации жизнедеятельности и выживания в природе: разжигание костра, сооружение жилища, знакомство с флорой и фауной, самоспасение со снаряжением и без него.

      · Развиты коммуникативные качества детей и готовность продолжать общение в послеэкспедиционный период.

      · Закреплен интерес к здоровому образу жизни: желание ребят принимать дальнейшее активное участие в экспедициях, походах и экскурсиях. Примерно около 75% участников проявляют желание принять участие в следующей экспедиции.

      Получены положительные отзывы о времени, проведенном в экспедиции: итоговые анкеты.

      Продолжительность:14 дней

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Тюмень, ул. Челюскинцев, 46

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      · Конституция РФ

      · Конвенция о правах ребенка;

      · Закон РФ «Об образовании»

      · Постановление Правительства Тюменской области от 21.12.2009 г. № 370-п (ред. от 28.02.2011 г.) «Об организации отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных и оздоровительных организациях различных типов»

      · Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3.07.1998 г. (с поправками от 30.06.2007);

      · Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

      · Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»;

      · Постановление Правительства Тюменской области от 17.10.2011 № 363-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям»;

      · Устав ТООДД «ЧИР».

      Видео

    • Перспективы

      В результате привлечения молодого поколения к получению специальных знаний, приобретения практических навыков экологической деятельности, активного участия в творческо-досуговой и трудовой деятельности, создается актив единомышленников, способный решать малые экологические проблемы, проявлять готовность добровольно брать на себя ответственность. Одной из наиболее главных долгосрочных перспектив осуществления программы можно считать профориентационную деятельность, направленную на поступление участников в учебные заведения биологического, географического, исторического педагогического и других профилей.

      В результате выполнения программы происходит изменение общественного самосознания, затрагивающее разные слои населения, включающего не только природоохранную и краеведческую деятельность, но и взгляд на всевозможные формы отдыха, способствующие приобретению позитивного опыта ценностно-ориентационного общения со сверстниками и взрослыми, как альтернативы «уличным отношениям».