Модульная образовательная программа «Самоцветы России»

    • Цели практики:

      приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:

      • результаты первого уровня- приобретение школьником социальных знаний, представлений в направлении экологии, изобразительного искусства и черчения, русского языка и литературы, трудового обучения, физкультуры и спорта;

      • результаты второго уровня– формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

      • результаты третьего уровня– получение школьником опыта самостоятельного социального действия по решению экологических проблем, созданию гармоничной, художественно ценной личностной, семейной среды обитания, освоению навыков профессиональной направленности в широком спектре профессий, созданию и представлению различных презентативных материалов, отчетов о проектах и портфолио различного уровня, организации и проведению безопасного, природоохранного активного отдыха на природе

      Задачи практики:

      – обучающие:

      обучение основам изобразительного, декоративно-прикладного, театрального искусства; прикладного технического творчества; искусства художественного слова и журналистики; правилам организации и проведения туристических походов и соревнований;

      – развивающие:

      выявление и развитие художественных, литературных, театральных способностей; навыков публичных выступлений, прикладного технического творчества; навыков поддержания организма в хорошей физической форме, безопасного проведения экскурсий, туристических походов и соревнований в природных условиях;

      – воспитательные:

      воспитание экологического, эстетического, творческого типа мышления, образа мысли, ориентированного на саморазвитие и применение в жизни широкого спектра способностей в различных областях деятельности;

      формирование гуманистических идеалов, привитие духовных и нравственных ценностей человеческого общества.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      применение одновременного разностороннего обучения детей в рамках одного объединения системы дополнительного образования: как отвечает реалиям работы многих учреждений дополнительного образования, особенно в сельской местности, так и является на сегодняшний день наиболее перспективным с точки зрения соответствия программы дополнительного образования вызовам нынешнего времени.

      Методология практики:

      В рамках данной модульной общеобразовательной программы «Самоцветы России» производится дополнительное образование, составленное по принципу гибкого объединения в образовательном процессе нескольких основных модулей, каждый из которых имеет несколько направленностей, охватывая на занятиях следующие направления:

      – экологическое, прививающее детям нравственные основы взаимодействия человека и окружающей природы,

      – художественное, развивающее навыки изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества,

      – технического творчества и моделирования,

      – художественного слова, развивающее у детей способность ярко, красочно, эмоционально и в то же время доходчиво выражать свои мысли, впечатления от различных событий жизни, мнение по тематике обсуждений, навыки написания сценариев различных театральных постановок, театрализованных представлений, а также применения их при подготовке презентаций, творческих отчетов, бизнес-проектов, портфолио и т.д.

      – театральное, развивающее в детях как начальные актерские навыки и способности, так и умение общения с аудиторией

      – туристическое, развивающее в детях навыки безопасного практического взаимодействия с природой, ведения познавательной, научно-исследовательской, краеведческой деятельности, экскурсий и путешествий в природных условиях.

      Программа построена по модульному принципу, модули могут расширяться или сужаться по времени, перемещаться, модифицироваться, дополняться, комбинироваться в зависимости от погодных условий, степени освоения заданий обучаемыми, согласованности мероприятий с планами общеобразовательных школ, компетенций педагога и конкретных условий ее применения

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      обучающиеся освоят навыки и получат практический опыт в проектной деятельности с освоением полного жизненного цикла проекта от разработки идеи до изготовления макета-прототипа и его публичной презентации, защиты; в направлении прикладного технического творчества и создания различных дизайнерских изделий с использованием природоохранных технологий, минимизирующих загрязнение окружающей среды (из бытовых отходов); в разработке дизайн-проектов с использованием как природных материалов, так и материалов, относящихся к категории бытовых отходов (упаковочные изделия – коробки, пластиковые бутылки, пакеты и т.д.), в направлении составления отчетов, презентационных материалов, портфолио, репортажей, газетных публикаций, публичных выступлений; в направлении освоения навыков технического творчества, моделирования и прототипирования; в направлении активного семейного или группового отдыха – организации и проведения мини-турниров по шашкам, шахматам (например – семейных, классных), экскурсий на природу, самодеятельных туристических походов, туристических соревнований по направлению пешеходного туризма.

      Продолжительность: 4 года

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      респ Башкортостан, Уфимский р-н, деревня Подымалово

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Модульная образовательная программа внеурочной деятельности
      «Самоцветы России»

      Особые условия

      ограничения по участию - некоторые виды ограниченных возможностей здоровья детей

      Материально-техническое оснащение

      Помещение: многофункциональный учебный кабинет, иногда помещение актового зала или танцевального зала, а также природные условия

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: туристическое снаряжение направления пешеходного туризма; оборудование компьютерного класса и класса для технического творчества; комплекты для изучения основ электросхемотехники и робототехники

      Расходные материалы: необходимые для изобразительного творчества, начального технического творчества, обслуживания компьютерной техники, театрального творчества, изготовления стенгазет, для организации и проведения туристических мероприятий

      Учебно-методические материалы:методические разработки занятий

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: один основой педагог и педагог-психолог для сопровождения процесса

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:у основного педагога – достаточный уровень компетенций по каждому из направлений занятий по программе, а также личный опыт изобретательства и рационализации, практики освоения и применения интуитивных методов решения практических задач

      Личностные достижения педагога

      – 3 Всероссийская конференция юных изобретателей и рационализаторов в Госдуме РФ, июнь 2016 г., победитель Всероссийского конкурса «Наставник года»

      -Всероссийский конкурс на лучшую организацию внеурочной деятельности ИРО РБ, сентябрь-октябрь 2016 г., 1 место в региональном этапе
      – Всероссийский конкурс педагогического мастерства педагогического портала им. Я.А. Коменского, ноябрь 2016 г. – 2 место
      – Всероссийский конкурс «Творческий учитель – 2016» изд. Дома «Основа», декабрь, 2016 г.- победитель
      – Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России», проведенный МАН «Интеллект будущего» и РАО по гранту Правительства РФ, январь 2017 г – 1 место в номинации «педагогическое эссе», 2 место в номинации «Методические разработки в области формирования надпрофессиональных компетенций»
      – Всероссийский педагогический конкурс «Мои инновации в образовании» общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», 2016 г. – 1 место
      – Всероссийский конкурс «Одаренный школьник» БГПУ, Минобр РБ, март 2017 г. – 1 место
      – Международный творческий конкурс «Девять муз» международного проекта «Наукоград», март 2017 г., 1 место, номинация «театральное творчество, актерское мастерство», как автору сценария и режиссеру-постановщику спектакля «Земля.22 век»
      – Международный творческий конкурс «Девять муз» международного проекта «Наукоград», март 2017 г., номинация «театральное творчество, актерское мастерство», как автору сценария и режиссеру-постановщику спектакля «Новый год в Цветочном Городе» – 2 место
      – Международный конкурс педагогов «Образовательный потенциал XXI века» МАН «Интеллект будущего» 01.07.2017 – 25.08.2017 в номинации «Тенденции образования XXI века», – 1 место

      и так далее...

      Видео

    • Перспективы

      ввиду ликвидации учреждения, в котором практика начиналась, реализация идеи продолжается в городских условиях. Есть идея организации обучения педагогов, способных работать по таким программам

      Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

      проблемные зоны:

      - необходимость длительной подготовки педагогов, способных работать по таким программам (для приобретения необходимого уровня компетенций по всем направлениям программы)

      - необходимость объединения нескольких направленностей в единый образовательный процесс

      Результативность реализации практики

      Результаты участия детей в конкурсных мероприятиях за 2014-2015 уч. год

      Районный, городской уровень по направлениям: декоративно-прикладное, техническое творчество, 8 участников, из них 5 призеров, победителей

      Республиканский уровень по направлениям: изобразительное искусство, компьютерная графика, техническое творчество, научно-техническое, – 4 участника, из них 2 призера, победителя

      Всероссийский уровень по направлениям: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, экология, компьютерная графика, стенгазета, видео творчество, техническое творчество, – участники −18 + 1 коллективная работа, из них 17 призеров, победителей

      международный уровень по направлениям: изобразительное искусство, компьютерная графика, техническое творчество, 8 участников из них 8 призеров, победителей