Дополнительная общеобразовательная программа «Самоцветы России»

    • Цели практики:комплексная подготовка учащихся как потенциальных специалистов будущего – участников реального творческого, производственного процесса, с выявлением и развитием у них широкого спектра компетенций по направленностям – художественной, технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой.

      Задачи практики:

      – обучающие:

      обучение основам изобразительного, декоративно-прикладного, театрального искусства; прикладного технического творчества; искусства художественного слова и журналистики; правилам организации и проведения туристических походов и соревнований; основам применения прикладных компьютерных программ; основам проектной деятельности, изобретательства и рационализации

      – развивающие:

      выявление и развитие художественных, литературных, театральных способностей; навыков публичных выступлений, прикладного технического творчества; навыков поддержания организма в хорошей физической форме, безопасного проведения экскурсий, туристических походов и соревнований в природных условиях; навыков использования компьютерной техники при решении практических задач; развитие системного мышления и навыков межотраслевой коммуникации

      – воспитательные:

      воспитание экологического, эстетического, творческого типа мышления, образа мысли, ориентированного на саморазвитие и применение в жизни широкого спектра способностей в различных областях деятельности;

      формирование гуманистических идеалов, привитие духовных и нравственных ценностей человеческого общества

      Краткое обоснование актуальности практики:

      С учетом научных данных, полученных в ходе реализации Государственной программы исследования феноменальных способностей человека, а также мнения практиков, отраженного в Атласе новых профессий Агентства Стратегических Инициатив, в настоящее время актуальной является проблема разработки и внедрения в практику образования мультинаправленных программ обучения детей школьного возраста, направленных на выявление их одаренности в широком спектре направленностей и развитие:
      1. Начальных компетенций в широком спектре несмежных направленностей.
      2. Разносторонних способностей учащихся с доведением их до уровня, близкого к феноменальному.
      3. Системного мышления учащихся.
      При этом такие программы должны быть рассчитаны на детей, начиная с младшего школьного возраста

      Методология практики:

      Отличительная особенность данной программы от уже существующих заключается как раз в объединении занятий разной направленности (технической, туристско-краеведческой, художественной) в рамках одной образовательной программы дополнительного образования детей для подготовки учащихся как потенциальных специалистов будущего, формирования их способности к гибкой перестройке направленности своей деятельности, формирования у них более полного, всестороннего осознания любых жизненных явлений и творческих, производственных, эволюционных процессов реальной жизни.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      обучающиеся освоят навыки и получат практический опыт в проектной деятельности с освоением полного жизненного цикла проекта от разработки идеи до изготовления макета-прототипа и его публичной презентации, защиты; в направлении прикладного технического творчества и создания различных технических и дизайнерских изделий с использованием природоохранных технологий, минимизирующих загрязнение окружающей среды (из бытовых отходов); в разработке дизайн-проектов с использованием как природных материалов, так и материалов, относящихся к категории бытовых отходов (упаковочные изделия – коробки, пластиковые бутылки, пакеты и т.д.), в направлении составления отчетов, презентационных материалов, портфолио, репортажей, газетных публикаций, публичных выступлений; в направлении освоения навыков технического творчества, моделирования и прототипирования, изобретательства и рационализации; в направлении активного семейного или группового отдыха – организации и проведения мини-турниров по шашкам, шахматам (например – семейных, классных), экскурсий на природу, самодеятельных туристических походов, туристических соревнований по направлению пешеходного туризма.

      Продолжительность: 3 учебных года

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Уфа, ул. Ахметова, д. 316, корп. 1

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Самоцветы России", утвержденная ГАОУ ДПО ИРО РБ

      Особые условия

      Ограничения по участию - некоторые виды ограниченных возможностей здоровья детей

      Материально-техническое оснащение

      Помещение: многофункциональный учебный кабинет, иногда помещение актового зала или танцевального зала, а также природные условия

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: туристическое снаряжение направления пешеходного туризма; оборудование компьютерного класса и класса для технического творчества; комплекты для изучения основ электросхемотехники и робототехники

      Расходные материалы: необходимые для изобразительного творчества, начального технического творчества, обслуживания компьютерной техники, театрального творчества, изготовления стенгазет, для организации и проведения туристических мероприятий

      Учебно-методические материалы:методические разработки занятий

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: один основой педагог и педагог-психолог для сопровождения процесса

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:у основного педагога - достаточный уровень компетенций по каждому из направлений занятий по программе, а также личный опыт изобретательства и рационализации, практики освоения и применения интуитивных методов решения практических задач

      Личностные достижения педагога

      – 3 Всероссийская конференция юных изобретателей и рационализаторов в Госдуме РФ, июнь 2016 г., победитель Всероссийского конкурса «Наставник года»
      -Всероссийский конкурс на лучшую организацию внеурочной деятельности ИРО РБ, сентябрь-октябрь 2016 г., 1 место в региональном этапе
      – Всероссийский конкурс педагогического мастерства педагогического портала им. Я.А. Коменского, ноябрь 2016 г. – 2 место
      – Всероссийский конкурс «Творческий учитель – 2016» изд. Дома «Основа», декабрь, 2016 г.- победитель
      – Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России», проведенный МАН «Интеллект будущего» и РАО по гранту Правительства РФ, январь 2017 г – 1 место в номинации «педагогическое эссе», 2 место в номинации «Методические разработки в области формирования надпрофессиональных компетенций»
      – Всероссийский педагогический конкурс «Мои инновации в образовании» общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», 2016 г. – 1 место
      – Всероссийский конкурс «Одаренный школьник» БГПУ, Минобр РБ, март 2017 г. – 1 место
      – Международный творческий конкурс «Девять муз» международного проекта «Наукоград», март 2017 г., 1 место, номинация «театральное творчество, актерское мастерство», как автору сценария и режиссеру-постановщику спектакля «Земля.22 век»
      – Международный творческий конкурс «Девять муз» международного проекта «Наукоград», март 2017 г., номинация «театральное творчество, актерское мастерство», как автору сценария и режиссеру-постановщику спектакля «Новый год в Цветочном Городе» – 2 место
      – Международный конкурс педагогов «Образовательный потенциал XXI века» МАН «Интеллект будущего» 01.07.2017 – 25.08.2017 в номинации «Тенденции образования XXI века», – 1 место

      Видео

    • Перспективы

      Есть желание организации процесса обучения педагогов, способных работать по таким программам с детьми

      Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

      проблемные зоны:

      - необходимость подготовки педагогов, способных работать по таким программам

      - объединение различных направленностей в пределах программы, и даже порой - в рамках одного занятия

      - необходимость пересмотра нормативной базы по оплате труда педагогов мультинаправленных программ

      Результативность реализации практики

      результаты участия учащихся в конкурсных мероприятиях за 2015-2016 уч. год

      городской уровень по направлениям: экология, компьютерная графика, туризм и краеведение, техническое творчество −12 +1 коллективная работа из них 8 призеров, победителей;

      Республиканский уровень по направлениям: техническое творчество, научно-техническое
      4 +1 коллективная работа, из них 2 призера, победителя

      Всероссийский уровень по направлениям: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, экология, компьютерная графика, научно – техническое, техническое творчество −38 работ из них 35 призеров, победителей

      международный уровень по направлениям: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, экология, театральное творчество, компьютерная графика, техническое творчество, научно- техническое, 30 + 2 коллективные работы из них 31 призера, победителя