"Моя родина - Липецкий край"

    • Цели практики:1. Расширить знания обучающихся по истории Липецкого края, областного центра, городов и муниципальных районов Липецкой области.2. Воспитать гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, традиции, памятники природы, истории и культуры, желающего принять активное участие в его развитии. 3. Сформировать навыки краеведческой исследовательской работы.

      Задачи практики:Образовательные:изучить исторические и культурные ценности города и области на примере основных достопримечательностей и исторических личностей;  сформировать целостное представление о Липецкой области, о различных сторонах жизни города Липецка и региона;  мотивировать обучающихся к углубленному изучению родного края, краеведческому самообразованию, к исследовательской работе;  сформировать потребность в изучении истории, культуры и природы края, сознательное отношение к памятникам природы, истории и культуры и необходимости их защиты;пробудить интерес к истории своего рода; научить составлять родословные таблицы, схемы, росписи;  развить умение сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей конкретной местности.

      Воспитательные задачи:развить гражданские качества, сформировать чувство любви к малой родине и России;  выработать духовно-нравственные ориентиры, приобщить обучающихся к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;  научить уважительному отношению к истории своего народа, к старшему поколению, к своим родителям, дедушкам и бабушкам;  способствовать укреплению связей между поколениями;  побудить к активным действиям по охране природы и памятников старины;  сформировать социальные умения и навыки, чувство толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.

      Развивающие задачи:развить познавательный интерес, эмоционально-ценностное отношение обучающихся к истории и культуре Липецкой области;  развить интеллектуальные и творческие способности, стимулировать интерес к краеведческому образованию;  стимулировать самостоятельную познавательную деятельность;  развить установку на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни родного края;  создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур.

      Краткое обоснование актуальности практики:Программа опирается на следующие педагогические идеи и принципы:принцип добровольности;  принцип системности и последовательности в освоении знаний, умений, навыков;  принцип доступности - от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному;  принцип проблемности использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с педагогом и самостоятельно;  принцип систематичности и последовательности;  принцип креативности - создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка;  принцип единства формы и содержания: ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Вся практическая деятельность осуществляется всегда для выражения определенного отношения, определенной эмоции;  принцип диалектическое единство трех возрастных факторов: способности, возможности, потребности.

      Методология практики:

      Содержание курса осваивается посредством уроков-экскурсий с активным способом передвижения, прогулок, соревнований, конкурсов, квестов, игровых форм, творческих и исследовательских проектов.

      Актуальность программы обусловлена общими целевыми установками современного образования воспитать патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность с судьбой Родины. Краеведение важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Получение знаний учащимися о родном крае и его людях будет способствовать воспитанию любви к родной земле, природе, уважения к традициям своего народа, Комплексно-системный подход к родному краю со всем его многообразием процессов и явлений наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

      Педагогическая целесообразность программы заключается в реализации потенциала социокультурной среды региона для воспитания школьников, в социализации детей и подростков через погружение в среду, в расширении культурного поля детей и обусловлена доступностью изучаемого материала, подбором эффективных методов и средств, дифференцированным подходом к участникам программы.

      В процессе освоения курса обучающиеся знакомятся с историей, природой и культурой родного края, посещают музеи, изучают вещественные и письменные источники, осматривают достопримечательности, беседуют с очевидцами событий, получая при этом прочные знания, конкретные и образные представления о прошлом и настоящем Липецкого края, Обучающиеся осознают историю малой родины, как часть истории страны, начинают понимать, как различные исторические, политические и социальноэкономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае.

      Наблюдение за работой мастеров народных промыслов и ремесел, посещение организаций, учреждений и предприятий оказывает влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):Стартовый уровень подготовки:соотносить даты событий истории города с основными периодами отечественной истории;  рассказывать о важнейших событиях истории города и области и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;  иметь собственную точку зрения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, о природном, историческом и культурном наследии Липецкого края;извлекать необходимую информацию из опубликованных источников, средств массовой информации и литературы, в том числе представленных в электронном виде.

      Базовый уровень подготовки:владеть базовыми краеведческими знаниями и терминологией;  составлять родословную схему своего рода;  выполнять краткое описание предметов музейного значения, памятников природы, памятников архитектуры;  соотносить даты событий истории Липецкого края с основными периодами отечественной истории;  уметь применять знания к изучению и оценке событий прошлого и современности, работать с различными источниками научной информации;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;  высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Липецкого края;  извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

       составлять библиографический список, хронологию жизни и деятельности изучаемых объектов и персоналии.

      Продвинутый уровень подготовки:владеть базовыми краеведческими знаниями и терминологией, методами исторического познания;  составлять родословную схему своего рода;  уметь применять знания к изучению и оценке событий прошлого и современности, работать с различными источниками научной информации;  соотносить даты событий истории Липецкого края с основными периодами отечественной истории;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;  понимать причины и значение событий и явлений повседневной жизни;  высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях местной истории, о природном, историческом и культурном наследии Липецкого края;  извлекать необходимую информацию из различных источников: научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе, представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Работать с первоисточниками в архивах и музеях;  вести беседу с очевидцами событий, записывать необходимую информацию и использовать её в своей работе;  составлять мини-экскурсии и проводить их для родственников, друзей, учащихся младших классов;  выбирать тему исследования, проводить исследование, оформлять библиографию к своей работе; обрабатывать на компьютере результаты исследования;  защищать публично работу.

      Ожидаемый педагогический результат:сформировать чувство любви к своей семье, к городу, в котором они живут, уважительное отношение к старшему поколению;  воспитать гордость за свою родину, уважение к прошлому своей малой родины и своей страны;  сформировать бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры и потребность в их охране;  самостоятельность, высокие моральные качества, здоровый образ жизни;  сформировать уважение прав и свободы личности, высокую нравственность, национальную и религиозную терпимость.

      Продолжительность:Срок реализации программы: 1 год. Объем изучаемого материала-216 часов.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 20/3