Опыт создания и функционирования РМЦ в Воронежской области

    • Охват детей в возрасте от 5
      до 18 лет программами дополнительного образования – 70,6 %

      Система организаций дополнительного образования детей – 108.

      Средний уровень оплаты труда педагогов ДОД– 30,8 тыс. руб.

      Основные проблемы системы ДОД:

      1. Территориальная протяженность региона с отдаленными сельскими поселениями.

      2. ДО не ориентировано на подготовку кадров для реального сектора экономики региона.

      3. Превалирование традиционных форм обучения.

      В рамках реализации мероприятий проекта в РМЦ в своей работе сделал упор на следующие направления работы:

      1. Разработаны методические рекомендации по обеспечению доступности дополнительного образования для детей из сельской местности. Муниципальными опорными центрами проведена работа по разработке моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности на основе методических рекомендаций. В Борисоглебском городском округе внедрено две модели: мобильный автогородок по реализации образовательной программы «Лаборатория безопасности», внедрение выездных и дистанционных форм обучения - проект «Парк гиппернаучного периода». В Бутурлиновском, Калачеевском, Нижнедевицком, Семилукском, Острогожском муниципальных районах Воронежской области реализуется модель, предусматривающая организацию работы педагога дополнительного образования на базе сельской школы. Кроме того, в Острогожском районе реализуется модель, в рамках которой осуществляется доставка детей из отдаленных сельских районов в районное учреждение дополнительного образования.

      2. Разработаны и внедрены дополнительные общеобразовательные программы нового поколения, в том числе разноуровневые, сетевые и реализуемые в дистанционной форме. Разработаны и внедрены программы естественнонаучной направленности: «Лесоводство и лесоведение», «Ботанические исследования», «Ландшафтный дизайн», «Естественнонаучные исследования», «Экологические исследования», «Проектная работа и игровые технологии в биологии», «Юные естествоиспытатели» совместно с ГБУ ВО «Воронежская областная станция юных натуралистов». Совместно с ГБУ ВО ДО «Центр инженерных компетенций детей и молодежи «Кванториум» разработана программа технической направленности «3D моделирование и прототипирование». Подготовлены две краткосрочные программы: программа социально-педагогической направленности «Безопасность дорожного движения», программа туристско-краеведческой направленности «Возвращение к истокам».

      3. - В рамках регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» проведены сезонные школы для мотивированных школьников «Индустриальная школа 2018» и «Естественнонаучный детский университет». В рамках «Естественнонаучного детского университета» были реализованы образовательные программы «Юннатский калейдоскоп» по 5 тематическим модулям: «Ландшафтный дизайн», «Ботанические исследования», «Гидрология», «Защита презентаций», «Урбоэкология». В рамках «Индустриальной школы» ребята прошли обучение по образовательной программе «Город мастеров», включающей 5 тематических модулей: «Геоквантум», «Робоквантум», «Энерджиквантум», «Аэроквантум», «VR\AR квантум». Кроме того, проведены тематические смены (сборы): профильный лагерь скаутов-разведчиков «Гонка патрулей», областной военно-спортивный лагерь «Воин», областной военно-спортивный лагерь «Дон - Родина ВДВ», областной лагерь детского археологического движения «Возвращение к истокам», «Город археологов», областной профильный туристский лагерь.

      4. Реализуются региональные социокультурные проекты, направленные на повышение доступности дополнительного образования, в том числе для высокомотивированных и одаренных детей («Патриот ВРН», «Турист 36», «Возвращение к истокам», «Мир талантов»).

      5. Педагогические работники образовательных организаций Воронежской области, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ прошли обучение по узкопрофильным дополнительным профессиональным программам - «Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма»; «Методика организации и проведения занятий по основам военной службы в военно-патриотических объединениях»; «Музееведение»; «Краеведение»; «Школа профессионального мастерства»; «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в профессиональных образовательных организациях»; «Новые акценты воспитания в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; «Организация оборонно-спортивных и других профильных лагерей»; «Методика воспитательной работы в детском оздоровительном лагере»; «Школа методиста».

      6. Подготовлены методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности, программ в сетевой форме, по разработке и внедрению разноуровневых программ, внедрению моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в сельской местности, программы проведения профильных тематических смен на базе ДОЛ и палаточных лагерей.

      7. Создана сеть из 34 муниципальных опорных дополнительного образования детей.

      8. Проведена работа по организации сотрудничества между РМЦ и научными и бизнес партнерами, в том числе с привлечением внебюджетных средств.

      Проведенная работа позволила преодолеть проблемы региона и обеспечить достижения показателей по основным направлениям работы, в том числе:

      1. Доля организаций дополнительного образования детей, включивших сведения о дополнительных общеобразовательных программах в региональные навигаторы – 58%.

      2. Количество привлеченных внебюджетных источников при реализации мероприятий по созданию и функционированию РМЦ – 11 000 000,00 руб.

      3. Количество договоров о сотрудничестве с научными партнерами и организациями высшего образования – 9.

      4. Количество заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников – 7.