Опыт создания и функционирования РМЦ в Республике Татарстан

    • Оценка текущего состояния системы ДОД:

      Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования – 74,4 %

      Система организаций дополнительного образования детей – 439.

      Средний уровень оплаты труда педагогов ДОД– 36,9 тыс. руб.

      Основные проблемы системы ДОД:

      1. Дефицит образовательных практик дополнительного образования

      В рамках реализации мероприятий  проекта в РМЦ Республики Татарстан была проведена широкая работа по развитию дополнительного образования в регионе.

      Основные мероприятия:

      1. Проведены республиканские конкурсы и рекомендованы к распространению модели обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности, реализуемые МБОУ ДОД «Дом детства и юношества» Мамадышского муниципального района РТ, МБУ ДОД «Центр детского творчества» Тюлячинского муниципального района РТ, МБУ ДО «Детская школа искусств имени М.А.Балакирева» Вахитовского района г. Казани.

      2.         Разработаны и внедрены «Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

      3. -      Апробированы модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории 30 муниципальных образований: в целях эффективной реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» в рамках конкурсных  мероприятий создается Банк лучших практик. Лучшие практики представляются в виде типовых моделей согласно следующим номинациям:

      -          типовые модели организации мероприятий по просвещению родителей в области ДОД;

      -          реализации модульных программ ДОД для сельской местности;

      -          реализации программ вовлечения в систему ДОД, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

      -          реализации программ дистанционных курсов по дополнительным образовательным программам;

      -          реализации программ для организации летнего отдыха и заочных школ;

      -          реализации разноуровневых программ.

      4. Создана сеть из 9 муниципальных опорных центров.        

      5. Проведена серия (более 20) обучающих мероприятий для руководителей̆, методистов, педагогов.

      6. Создан реестр программ дополнительного образования, разработан информационный навигатора ДОД.

      7. Создана система межведомственного взаимодействия, включающая в себя координационный совет, совет директоров, ассоциацию педагогов, экспертно – рабочие группы.

      8. Проведены сезонные школы для мотивированных детей:

      «Юных техник» - сезонная школа для мотивированных детей, проводимая для победителей интеллектуальных и рационализаторских конкурсов и олимпиад.

      «ИнженерLAB» - Сезонная школа для мотивированных детей, обучающихся по современным разноуровневым программам  инженерно-технических компетенций.

      Иноватор-Навигатор - Заочная школа, проводимая совместно с высшими учебными заведениями для мотивированных детей по развитию проектного мышления через интеграцию областей науки и бизнеса.

      9. Создан информационный портал и навигатор дополнительного образования детей Республики Татарстан.

      10. Проведены республиканские конкурсы профессионального мастерства кадров сферы воспитания и дополнительного образования детей (1979 участников):

      Лучший руководитель сферы воспитания и дополнительного образования.

      «Сердце отдаю детям».

      «Воспитать человека».

      11. Форум детского движения и дополнительного образования детей Республики Татарстан «Без берге». Участвовали 48 муниципальных образований и более 4000 детей Республики Татарстан.

      12. Внедрение рейтингования образовательных организаций дополнительного образования детей, состоящий из следующих критериев:

      Публичность деятельности образовательной организации (рейтингование сайтов ООДОД).

      Уровень материально – технической оснащенности (участие в грантах).

      Привлечение внебюджетных средств в текущем учебном году (привлеченная сумма денежных средств).

      Частно-государственное партнерство (количество заключенных договоров).

      Рейтинг участия педагогов в очных стажировках, мастер-классах, обучающихся семинарах конференциях по направлениям деятельности (муниципальные, республиканские, всероссийские, международные).

      Широкий спектр направлений работы и качественное исполнение запланированных мероприятий обеспечили достижение целевых показателей, обеспечивающие дальнейшее развитие системы дополнительного образования. Ключевые показатели, достигнутые при реализации проекта:

      1. Доля организаций дополнительного образования детей, включивших сведения о дополнительных общеобразовательных программах в региональные навигаторы – 80%.

      2. Доля муниципалитетов, внедривших модель персонифицированного финансирования ДОД – 75 %.

      3. Количество внедренных моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности – 240.

      4. Количество разработанных и внедренных разноуровневых (ознакомительный, базовый, продвинутый) программ дополнительного образования детей – 9.

      5. Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования – 703 педагога, 110 руководителей.