Программа родительского клуба "Школа родительского мастерства"

    • Цели практики:создание условий для повышения социально-педагогической и психологической компетентности родителей учащихся образовательных организаций

      Задачи практики:

      - расширение и систематизация знаний родителей в вопросах особенностей развития организма и формирования личности учащихся разного возраста;
      - актуализация установок на духовно-нравственное воспитание, необходимости формирования семейных традиций;
      - превенция и профилактика девиантного поведения детей;
      - формирование установок на активный поиск способов преодоления трудностей воспитания;
      - формирование рефлексии на собственную систему воспитания в семье;
      - снижение тревожности у родителей за счет повышения уровня информированности в вопросах воспитания.

      Краткое обоснование актуальности практики:актуальность обусловлена возможностями для заинтересованных родителей обсудить в системе с квалифицированными педагогами и психологами независимой сторонней организации в комфортной обстановке волнующие их проблемы, а также выслушать точки зрения других родителей, обогатив свой родительский опыт.

      Методология практики:Программа предназначена для родителей детей школьного возраста, может быть использована специалистами образовательных организаций основного и дополнительного образования. Реализуется в течение трех лет. Программа является модульной, родители могут пользоваться правом выбора для себя отдельных модулей и тем. По истечении данного срока тематика клуба начинается вновь с I модуля.Формы организации занятий в родительском клубе: беседы, практикумы, тренинговые упражнения, решение педагогических ситуаций, обсуждение и распространение опыта участников, просмотры и обсуждение видеороликов, анкетирование, работа в парах, работа в группах и другие.

      Предпочтительное количество участников не более 20 человек. Группа открытая, то есть имеется возможность желающим родителям подключиться к деятельности клуба в любое время. Информация о заседаниях родительского клуба и план работы на год размещается на сайте учреждения дополнительного образования и образовательной организации, а также социальный педагог школы организует оповещение через классных руководителей. Приглашаются родители не только учащихся данной школы, но и все желающие.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      - Сформированность знаний родителей о росте и развитии своих детей, способах выхода из трудных ситуаций в воспитании; повышение уровня информированности о мерах превенции и профилактики девиантного поведения детей; осознание своей дидактической системы. Оценка методом анкетирования по темам и по анкете обратной связи (изменение отношения отслеживается по намерению применять знания), «Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин;
      - снижение тревожности у родителей выявляется опросником «Анализ семейной тревоги» Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис.

      Продолжительность:программа реализуется в течение трех лет, десять заседаний в учебном году, занятия проходят один раз в месяц продолжительностью один час.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 44

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Приказ департамента образования администрации Владимирской области от 28.01.2016 № 48 «Об утверждении региональной программы формирования и развития партнерских отношений образовательной организации и семьи на 2016-2020 г.г.»

      Особые условия

      Родители учащихся школьного возраста

      Материально-техническое оснащение

      Помещение: классная комната или кабинет с вместимостью не менее 20 человек

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: мультимедиа техника

      Расходные материалы:определяются содержанием занятия

      Учебно-методические материалы:определяются содержанием занятия

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:

      Необходимый уровень подготовки, компетенции и навыков педагогических и/или иных работников:высшее профессиональное образование, специальной подготовки не требуется.

      Личностные достижения педагога

      Составитель программы - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж педагогической работы 25 лет.

      Лауреат конкурса научно-методических программ и проектов "Учись на здоровье - 2008" ИД "Первое сентября" газета "Здоровье детей" в номинации "Прикладной урок" занятие "Хочу быть здоровым".

      Лауреат областного конкурса научно-методических разработок, программ и проектов "Новые технологии для новой школы" в номинации "Инновационные формы работы педагога-психолога в рамках профессиональной деятельности по сопровождению ФГОС" 2013г. программа для учащихся "Будь здоров!"

      Программа "Школа родительского мастерства" является победителем регионального конкурса авторских программ повышения психолого- педагогической компетентности современного родителя в номинации "Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания" в 2018 году.

    • Перспективы

      Планируется увеличить охват занятиями родителей учащихся города за счет создания новых площадок клуба на базах образовательных организаций 

      Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

      Проведение диагностических мероприятий (есть случаи отказа). Поэтому  обязательно нужна мотивационная беседа перед анкетированием.

      Результативность реализации практики

      - Периодическое анкетирование по анкете обратной связи показало, что новой, посчитали полученную информацию 93% респондентов, полезной – 100%, собираются использовать - 100%.

      - Итоговая диагностика показала следующие результаты:
      принятие – отвержение – 83% показали более высокую степень принятия своего ребенка; образ социальной желательности – 75% показали снижение этого показателя, больше стали доверять своим детям; симбиоз авторитарная гиперсоциализация – 25% остались склонны к авторитарным методам воздействия, у остальных этот показатель снизился; «маленький неудачник» - 8% родителей склонны считать своего ребенка более инфантильным, чем он есть. Улучшение показателей наблюдается по всем шкалам, что свидетельствует об эффективности программы.

      - По методике «Анализ семейной тревоги» Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис вводная диагностика показала низкий уровень семейной тревоги у всех респондентов. На втором году работы клуба у двух новых членов клуба выявились высокие показатели по шкале тревожности. За год посещения занятий у одного родителя этот показатель снизился, а у второго остался на прежнем уровне. Ему рекомендовано обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, так как это может быть связано с его личностными качествами.