Историческое краеведение

    • Держатель практики: Иванова Вера Викторовна, педагог дополнительного образования МБУДО «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области», vvivanova1972@yandex.ru

      Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

      Данная цель реализуется в следующих задачах:

      образовательные:

      – формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;

      – формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,

      – формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,

      – формирование элементов творческой деятельности.

      развивающие:

      – развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

      – формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

      – развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

      – развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;

      – развитие образного и логического мышления.

      воспитательные:

      – осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нем;

      – формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

      – воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

      Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося ее с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

      При обучении по данной программе используются следующие методы:

      – объяснительно-иллюстративный;

      – репродуктивный;

      – частично-поисковый;

      – проектный;

      – исследовательский.

      Планируемые результаты

      – Личностные результаты:

      – формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

      – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

      – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

      – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

      – Метапредметные результаты:

      – освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

      – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

      – определять наиболее эффективные способы достижения результата;

      – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

      – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

      – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

      – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

      – излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

      – Предметные результаты:

      – понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

      – осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе;

      – достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

      – использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

      – умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

      – умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города.

      Данная программа предназначена к реализации для учащихся в возрасте 10-15 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал. Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Историческое краеведение» составляет один год. Основной учебно-тематический план составлен на 144 академических час в год. Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) до 4 часов в неделю: 2 раза по 2 часа, продолжительность занятий до 45 минут. Экскурсии, как правило, проводятся в выходные дни в соответствии с календарно-тематическим планированием.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г.Димитровград