Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья»

    • Цели практики:развитие творческих и интеллектуальных способностей детей формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

      Задачи практики:

      Обучающие:

      • формировать устойчивый интерес к шахматной игре;
      • познакомить с историей происхождения шахмат;
      • учить ориентироваться на шахматной доске: находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух;
      • учить располагать фигуры перед игрой на шахматной доске;
      • познакомить с ходами шахматных фигур и их отличиями;
      • познакомить с элементарными понятиями шахматной игры (шах, мат, пат);
      • познакомить с ценностью шахматных фигур;
      • учить решать простые шахматные задачи в 1-2 хода.
      • познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры;
      • познакомить с основами судейства и организации соревнований;
      • совершенствовать умения планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ;
      • совершенствовать умения правильно записывать шахматные партии;
      • прививать детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой;
      • совершенствовать умения активно использовать полученные знания в процессе игровой практики за шахматной доской;

      Развивающие:

      • развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику рук;
      • развивать элементарные мыслительные процессы;
      • развивать терпение, усидчивость.

      Воспитательные:

      • Формировать культуру общения и поведения в коллективе;
      • воспитывать целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
      • воспитывать психологическую устойчивость к поражениям, умения бороться со «звездной» болезнью.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Шахматы – это эффективное средство умственного развития, так как в процессе занятия особое внимание уделяется развитию основных познавательных процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Умение сравнивать, обобщать, анализировать – неотъемлемое условие занятиями шахматами.

      Шахматы положительно влияют на развитие волевой сферы: сосредоточенности, силы воли, выдержки, целеустремленности.

      Методология практики:

      Учитывая, что по данной программе занимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, содержание учебного курса строится на игровых технологиях, преобладающими формами организаций занятий являются: занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-беседы, занятия-конкурсы, занятия-сеансы одновременной игры.

      Использование в обучении личностно-ориентированного подхода позволяет каждому учащемуся проявить инициативу в поисках путей достижения цели, формирует гибкость мышления, наблюдательность, оригинальность.

      Учебный материал распределен по принципу последовательного расширения и углубления теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков.

      Занятия по закреплению материала проводятся в форме сеансов одновременной игры, разыгрывание типовых миттельшпильных эндшпильных позиций, конкурсы решения комбинаций, что способствует активизации познавательного интереса, и как следствие более качественному усвоению программного материала.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Знать:

      • историю возникновения шахматной игры;
      • имена нескольких выдающихся шахматистов;
      • названия шахматных фигур и их отличия;
      • элементарные понятия шахматной игры (шах, мат, пат);
      • ценность шахматных фигур;
      • правилами поведения партнеров во время шахматной игры;
      • основы судейства и организации соревнований;
      • легкофигурные окончания и основные технические приемы ладейного эндшпиля,
      • «инициативы в дебюте»,
      • приемы борьбы фигуры против пешек в эндшпиле;
      • лучшее пешечное расположение в эндшпиле

      Уметь:

      • ориентироваться на шахматной доске: находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух;
      • правильно располагать фигуры перед игрой;
      • решать простейшие тактические позиции;
      • ставить линейный мат, мат королем и ферзем против короля, мат ладьей и королем против короля;
      • решать простые шахматные задачи в 1-2 хода;
      • самостоятельно работать с учебной шахматной литературой;
      • обобщать и делать несложные выводы;
      • видеть в позиции тактические слабости и опираясь на них комбинировать или решать тактические позиции;
      • активно развивать свои фигуры.

      Продолжительность:4 года

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Тамбов, ул. Подвойского, д. 6

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

      Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№ 1726-р);

      Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
      30.11.2016 № 11);

      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

      Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);

      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

      Устав ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

      Материально-техническое оснащение

      Помещение:учебная аудитория

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:комплект шахмат с шахматными досками 15 шт., комплекты шахматных часов, демонстрационная доска, шкаф для хранения инвентаря, компьютер, МФУ, компьютерные программы «Тактика для начинающих» автор Иващенко С., «Шахматная школа» автор Рузуваев Ю., «Шахматные этюды»

      Расходные материалы:

      Учебно-методические материалы:

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:1

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.