Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья»

    • Цели практики:развитие творческих и интеллектуальных способностей детей формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

      Задачи практики:

      Обучающие:

      • формировать устойчивый интерес к шахматной игре;
      • познакомить с историей происхождения шахмат;
      • учить ориентироваться на шахматной доске: находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух;
      • учить располагать фигуры перед игрой на шахматной доске;
      • познакомить с ходами шахматных фигур и их отличиями;
      • познакомить с элементарными понятиями шахматной игры (шах, мат, пат);
      • познакомить с ценностью шахматных фигур;
      • учить решать простые шахматные задачи в 1-2 хода.
      • познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры;
      • познакомить с основами судейства и организации соревнований;
      • совершенствовать умения планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ;
      • совершенствовать умения правильно записывать шахматные партии;
      • прививать детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой;
      • совершенствовать умения активно использовать полученные знания в процессе игровой практики за шахматной доской;

      Развивающие:

      • развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику рук;
      • развивать элементарные мыслительные процессы;
      • развивать терпение, усидчивость.

      Воспитательные:

      • Формировать культуру общения и поведения в коллективе;
      • воспитывать целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
      • воспитывать психологическую устойчивость к поражениям, умения бороться со «звездной» болезнью.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Шахматы – это эффективное средство умственного развития, так как в процессе занятия особое внимание уделяется развитию основных познавательных процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Умение сравнивать, обобщать, анализировать – неотъемлемое условие занятиями шахматами.

      Шахматы положительно влияют на развитие волевой сферы: сосредоточенности, силы воли, выдержки, целеустремленности.

      Методология практики:

      Учитывая, что по данной программе занимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, содержание учебного курса строится на игровых технологиях, преобладающими формами организаций занятий являются: занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-беседы, занятия-конкурсы, занятия-сеансы одновременной игры.

      Использование в обучении личностно-ориентированного подхода позволяет каждому учащемуся проявить инициативу в поисках путей достижения цели, формирует гибкость мышления, наблюдательность, оригинальность.

      Учебный материал распределен по принципу последовательного расширения и углубления теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков.

      Занятия по закреплению материала проводятся в форме сеансов одновременной игры, разыгрывание типовых миттельшпильных эндшпильных позиций, конкурсы решения комбинаций, что способствует активизации познавательного интереса, и как следствие более качественному усвоению программного материала.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Знать:

      • историю возникновения шахматной игры;
      • имена нескольких выдающихся шахматистов;
      • названия шахматных фигур и их отличия;
      • элементарные понятия шахматной игры (шах, мат, пат);
      • ценность шахматных фигур;
      • правилами поведения партнеров во время шахматной игры;
      • основы судейства и организации соревнований;
      • легкофигурные окончания и основные технические приемы ладейного эндшпиля,
      • «инициативы в дебюте»,
      • приемы борьбы фигуры против пешек в эндшпиле;
      • лучшее пешечное расположение в эндшпиле

      Уметь:

      • ориентироваться на шахматной доске: находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух;
      • правильно располагать фигуры перед игрой;
      • решать простейшие тактические позиции;
      • ставить линейный мат, мат королем и ферзем против короля, мат ладьей и королем против короля;
      • решать простые шахматные задачи в 1-2 хода;
      • самостоятельно работать с учебной шахматной литературой;
      • обобщать и делать несложные выводы;
      • видеть в позиции тактические слабости и опираясь на них комбинировать или решать тактические позиции;
      • активно развивать свои фигуры.

      Продолжительность:4 года

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Тамбов, ул. Подвойского, д. 6

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

      Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№ 1726-р);

      Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
      30.11.2016 № 11);

      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

      Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);

      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

      Устав ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»