Краеведение

    • Держатель практики:

      Петрова Ольга Сергеевна, leto_cdod@mail.ru

      Цель программы:

      – Изучение исторического и литературного наследия родного края с помощью музейных выставок и экспозиций. Обучение школьников методике проведения экскурсий в музеях, оформлению выставок.

      – Обучение школьников практическим навыкам ведения экскурсий в помещении: в музее, на выставке, на экспозиции.

       

      Задачи программы:
      – Привить чувство любви, уважения к историческим и литературным памятникам, стремление сохранить историю и литературу родной страны для следующих поколений, привить бережное отношение к природе.

      – Заинтересовать обучающихся детей профессией «экскурсовод музея», для дальнейшей их профессиональной ориентации.

       

      Занятия проводятся педагогом дополнительного образования в виде теоретических и практических занятий.

      Основную часть программы составляет теоретическая подготовка (70% учебного времени). Теоретические знания по истории родного края, изложенные в блоке занятий «Краеведческое чтение», являются основой для проведения практических занятий, основная тема которых «Экскурсоведение».

      Во время теоретических занятий педагог проводит «Краеведческое чтение» по заранее подготовленной теме. Содержание рассказа составляется педагогом на основании информации, собранной им в фондах музея и взятой из краеведческой литературы. Для наглядного и практического изучения краеведческого исторического и литературного материала педагог дополнительного образования проводит для членов кружка экскурсии по выставкам и экспозициям музея.

      Педагог дополнительного образования во время занятий в музее готовит самостоятельно небольшие разовые выставки экспонатов из фондов музея по теме занятий, но только на время занятий для более детального и наглядного изучения той или иной темы членами кружка. После изучения темы, все экспонаты возвращаются в фонды музея, таким образом, выставки для работы кружка оформляются в виде временных экспозиций.

      Члены кружка «Краеведение» приобщаются на занятиях не только к изучению краеведческой литературы по истории и литературе, но усваивают такую интересную и эксклюзивную форму культурно-просветительской работы, как экскурсия.

      Практические занятия составляют не менее 30% от общего учебного времени.

      На практических занятиях кружка педагог дополнительного образования знакомит членов кружка с основами экскурсионного дела, техникой и методикой ведения экскурсий в музее.

      Во время практических занятий члены кружка также изучают документы, предметы и экспонаты из фондов музея, представленные на выставках и в экспозициях, сами проводят экскурсии по экспозициям музея.

      Экскурсионному делу – свыше 100 лет. Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Теория экскурсионного дела определяет функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов – показа и рассказа – экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию разных категорий населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

      В настоящее время определены три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика. Экскурсоведение как наука встало в один ряд с краеведением, музееведением и имеет с этими науками общие цели в деле воспитания всех категорий населения.

      Основа экскурсоведения – экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии, как важной формы обучения и воспитания человека.

      Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий.

      Предмет экскурсионной методики – целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскурсоводы осуществляют свою деятельность.

      Профессия экскурсовода требует высокой эрудиции, глубоких исторических, литературных, природоведческих знаний. Эта профессия требует базового образования.

      Исходя из сказанного, задача преподавателя, который работает с детьми по программе, заключается в том, чтобы обучить детей простейшим основам теории экскурсоведения и простейшим доступным для понимания ребенка методическим приемам ведения экскурсий, научить как можно и нужно использовать краеведческий материал в экскурсиях.

      Данная программа предусматривает участие детей в прослушивании профессиональных экскурсий, которые преподаватель проводит для экскурсантов в краеведческом музее, на улицах города и во время загородных автобусных экскурсий-путешествий.

      Проходя обучение экскурсионному делу по программе дополнительного образования, дети в процессе обучения должны заинтересоваться профессией педагога и музейного работника. Преподаватель должен вызвать интерес к истории и литературе родного края, родной страны, природе, которая окружает их.

      Программа предусматривает занятия в краеведческом музее и в школьных музеях города.

      Изучение данной программы, позволяет учащимся в дальнейшем, владея теоретическими основами экскурсоведения, самостоятельно совершенствовать себя в качестве экскурсовода. Для этого необходимо расширять свою эрудицию, получать базовые знания в высших учебных заведениях гуманитарного направления, самостоятельно изучать краеведение, путем изучения краеведческой литературы.

      Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Общее количество учебных часов – 144 часа.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Ульяновская обл., г. Димитровград