Музейное дело

    • Разработчик учебной программы: Хасиятулина Венера Гакиловна

      Реализует учебную программу: Гогичаева Лилия Рафаэльена

      Формирование, воспитание нового человека – не только важнейшая цель, но и непременное условие современного мира, человеческого общежития.

      Тот, кто сегодня садится за школьную парту, будет определять, и решать проблемы времени: социальные, политические, культурные и др..

      Школьный музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на боевых, трудовых традициях народа. В духе бережного отношения к памятникам истории государства, страны, школы.

      В связи с этим определяются цели и задачи школьного музея:

      1) участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе

      2) проведение культурно-просветительской работы среди учащихся, использование материалов музея в процессе обучения

      3) становление гражданственности, воспитание высоких нравственных, эстетических качеств, развитие чувства ответственности, гордости за школу

      4) учить детей работе с историческими источниками, приобщать детей к поисковой и исследовательской работе, музейной деятельности

      5) превратить музей в центр обучения и воспитания, изучать историю школы, накапливать историко-научный материал

      Задачи программы подчинены общей цели – развитие познавательных и творческих способностей детей, и сформулировать их можно следующим образом:

      Образовательные:

      – формирование важнейших практических и интеллектуальных навыков, таких как получение, отбор и систематизация материала, умение рассказать на базе накопленных материалов, навыки публичного выступления.

       

      Развивающие:

      -Развитие способностей ребенка к публичным выступлениям, умению последовательно, доступным языком излагать изученный материал.

      Развитие и активизация психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятие и т.д.)

      Развитие творческой активности ребенка

      Воспитательные:

      Формирование культуры поведения.

      Формирование трудолюбия, наблюдательности, настойчивости, внимания

      Формирование ценностного отношения к истории.

      Формирование и развитие коммуникативных качеств детей, умение работать в группе.

      Образовательная программа " Музейное дело" адресована детям 13-15 (среднее школьное звено) с учетом их возрастных особенностей. Она рассчитана, в основном, на работу в музее, поэтому ориентирована на то, что полное усвоение материала проводится под руководством педагога.

      Количественный состав группы – 15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

      Принципами, определяющими содержание, так же являются:

      – принцип доступности, который заключается в том, что содержание и объем знаний о музейном деле, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню развития детей. Отобранный доступный материал дается детям понятным для них языком.

      – принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому. Соблюдение этого принципа способствует повышению интереса к занятию;

      – принцип наглядности – занятия в основном проводятся с применением исторических источников, постигается на практике.

      Наглядность в обучении повышает интерес детей к занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочного усвоения знаний;

      – принцип сознательности связан с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью материалом.

      – принцип прочности заключается в том, что выученный материал нужно систематически повторять, чтобы полученные знания и умения не утрачивались.

      Целевая установка программы – личностноориентированная, т.к. предлагает деятельностный подход к обучению азам музейного дела.

      Форма реализации дополнительной образовательной программы – очная. Программа одногодичная, полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение часов, количество и длительность занятий (Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, Постановление от 3 апреля 2003 года № 27).

      В программе заложены диагностические материалы по отслеживанию уровня прохождения программы. Для проверки теоретических и практических знаний используются различные методы и приемы построения занятий: занятие – игра, занятие – экскурсия, занятие – викторина и т.д. Как только ребенок приходит в творческое объединение, проводится начальная диагностика способностей, данные заносятся в индивидуальную карту. Далее, в нее заносятся данные промежуточной и итоговой диагностики, на основании чего в конце года делается анализ уровня усвоения знаний и умений. Ожидаемые результаты освоения программы:

      по уровеню освоения:общекультурный

      по уровню образованности:компетентность общекультурная

      по уровню усвоения содержания образования:творческий

      по уровню действий: – продуктивно-творческое

      по уровню освоения культурных ценностей:коммуникация

       

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Западная, д. 9