ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «CLEANING FISH»

    • Цели практики:вовлечение в социально значимую учебно-исследовательскую и природоохранную деятельность подростков среднего и старшего школьного возраста как возможность содействия формированию экологического мышления и экологической культуры.

      Задачи практики:

      – организовать группу учащихся из различных территорий Хабаровского края;

      – актуализировать имеющиеся знания учащихся о проектной деятельности;

      – изучить литературу по проблеме загрязнения водных объектов твердыми бытовыми отходами;

      – провести исследование количественного и качественного разнообразия твердых бытовых отходов береговых полос водных объектов Хабаровского края;

      – проанализировать пробы воды водных объектов по органолептическим и физико-химическим показателям качества;

      – представить полученные результаты проведенных исследований;

      – разработать рекомендации по предотвращению загрязнения водных объектов твердыми бытовыми отходами;

      – организовать встречу участников с представителями Японской делегации: Toshinobu Goto, профессор, факультет искусства и дизайна университета г. Тояма (Япония) и Hiroyuki Shimada, директор научно-исследовательского и учебного отдела Северо-Западного Тихоокеанского региона Центра экологического сотрудничества г. Тояма (Япония) и организовать проведение мастер-класса по изготовлению поделок из твердых бытовых отходов для участников проекта под руководством Hiroyuki Shimada;

      – организовать взаимодействие участников проекта посредством социальной сети «В Контакте» и мобильного приложения Whats App;

      – организовать природоохранные мероприятия по очистке береговой полосы водных объектов Хабаровского края;

      – обобщить и распространить полученные результаты реализации проекта.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Проект является комплексным, включает в себя познавательный, исследовательский и практический виды деятельности; посвящен экологической проблеме – изучению проблемы твердых бытовых отходов на побережье водных объектов.

      Установили взаимосвязь загрязнения малых водных объектов Хабаровского края и мирового океана. Загрязнение Японского моря является общей проблемой нескольких государств. России и Японии находятся в экологической зависимости друг от друга. Основная причина – мусор, который приносят впадающие в море реки, в том числе и Амур.

      Методология практики:

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Стартовой площадкой в реализации проекта стала краевая полевая экологическая школа «Юный эколог», учащиеся которой и стали участниками проекта, реализовали основные пункты плана проведения проекта именно в рамках полевой школы. В скором времени определился актив, который в дальнейшем и инициировал всю деятельность по реализации проекта. Подобное взаимодействие с учащимися определяется как самоуправление, когда руководитель выступает только в роли консультанта.

      Таким образом, у команды появилось творческое название – краевой экологический альянс «Cleaning Fish» (альянс означает объединение).

      Работа над идеей эмблемы была начата в период проведения полевой школы и доведена до конечного результата уже после. Над разработкой идеи эмблемы работали все активисты команды, а воплощали в жизнь активисты из Вяземского и Солнечного муниципальных районов. Нарисованный от руки в одном районе, логотип приобрел свою конечную версию в электронном виде с помощью графического планшета, уже в другом районе края по завершению полевой школы.

      ОЧНО

      1. Проведено исследование проб воды по органолептическим и некоторым физико-химическим показателям.

      2. Составлена карта-схема видового разнообразия твердых бытовых отходов.

      3. Определена категория твердых бытовых отходов.

      4. Составлена диаграмма «Виды твердых бытовых отходов береговой линии в окрестностях туристической базы «Сикачи Алян».

      5. Проведена природоохранная акция «Чистый след» на береговой линии в окрестностях туристической базы «Сикачи Алян».

      ДИСТАНЦИОННО

      6. Разработаны экологические листовки, памятки, плакаты, получившие распространение.

      7. Представлены два эссе по рассматриваемой теме «Что мы об этом думаем» и «Хрупкая природа».

      ЗАОЧНО

      8. Проведена природоохранная акция «Чистый след» в районах края, были привлечены руководители филиалов КОЗЭШ Ванинского, Вяземского, Солнечного, Советско-Гаванского муниципальных районов и педагог дополнительного образования г. Хабаровска. Руководители филиалов выступили для активистов проекта в роли помощников и консультантов при организации и проведении природоохранной акции «Чистый след» у себя в населенных пунктах. В общей сложности, акция объединила около 120 человек. Очень разнообразными оказались и водные объекты, где проводилось мероприятие, это и ручей в р.п. Солнечный, который в свою очередь впадает в реку Силинку, река Вторая Седьмая в Вяземском районе, река Амур в городе Хабаровске, побережье бухты Окоча в Советско-Гаванском районе, побережье бухты Токи (напротив, Особо охраняемой природной территории местного значения Остров Токи – лежбище ластоногих).

       

      Реализация проекта позволила посмотреть на взаимодействие с учащимися по-другому. Сетевая форма – это новая форма организации деятельности в системе «педагог-учащийся». Это координированное взаимодействие, позволяющее учащимся полноценно почувствовать ответственность за свою деятельность, проявить творческий подход в реализации проекта, осознавать значимость своей деятельности и адекватно оценивать свои умения и возможности. Проект способствует саморазвитию участников. В совокупности, это реализованная возможность содействия формированию экологического мышления и экологической культуры подростков среднего и старшего школьного возраста через вовлечение в социально значимую учебно-исследовательскую и природоохранную деятельность. Проведение подобных мероприятий позволяет объединить усилия регионов для решения глобальных экологических проблем, что заставляет людей задуматься о необходимости бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

      Проект «Cleaning Fish» побудил участников быть социально активными, осознавать ответственность за сохранение чистого и здорового будущего через сохранение настоящего. Инициативность участников при организации природоохранной акции «Чистый след», мотивировало к действию и взрослое население, которое поддержало ребят и приняло участие в акции. Уже после того, как были обобщены результаты реализации проекта, ребята свободным решением организовали и провели подобные акции у себя в населенных пунктах на береговых зонах других водных объектов. Для некоторых детей участие в проекте повлияло на выбор будущей профессии, так, участник из г. Советская Гавань планирует поступать в Институт биологии моря в г. Владивостоке. Главный аспект экологической эффективности проекта – это популяризация экологических знаний, практическое применение экологической информации.

      Продолжительность: 03.07-30.09.2015

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Хабаровск, ул. Воронежская, д. 38А

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Информационное письмо КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ 04.06.2015 № 01-27/429 «О проведении краевой полевой экологической школы «Юный эколог».

      Приказ КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ «О проведении краевой полевой экологической школы «Юный эколог».