ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «CLEANING FISH»

    • Цели практики:вовлечение в социально значимую учебно-исследовательскую и природоохранную деятельность подростков среднего и старшего школьного возраста как возможность содействия формированию экологического мышления и экологической культуры.

      Задачи практики:

      – организовать группу учащихся из различных территорий Хабаровского края;

      – актуализировать имеющиеся знания учащихся о проектной деятельности;

      – изучить литературу по проблеме загрязнения водных объектов твердыми бытовыми отходами;

      – провести исследование количественного и качественного разнообразия твердых бытовых отходов береговых полос водных объектов Хабаровского края;

      – проанализировать пробы воды водных объектов по органолептическим и физико-химическим показателям качества;

      – представить полученные результаты проведенных исследований;

      – разработать рекомендации по предотвращению загрязнения водных объектов твердыми бытовыми отходами;

      – организовать встречу участников с представителями Японской делегации: Toshinobu Goto, профессор, факультет искусства и дизайна университета г. Тояма (Япония) и Hiroyuki Shimada, директор научно-исследовательского и учебного отдела Северо-Западного Тихоокеанского региона Центра экологического сотрудничества г. Тояма (Япония) и организовать проведение мастер-класса по изготовлению поделок из твердых бытовых отходов для участников проекта под руководством Hiroyuki Shimada;

      – организовать взаимодействие участников проекта посредством социальной сети «В Контакте» и мобильного приложения Whats App;

      – организовать природоохранные мероприятия по очистке береговой полосы водных объектов Хабаровского края;

      – обобщить и распространить полученные результаты реализации проекта.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Проект является комплексным, включает в себя познавательный, исследовательский и практический виды деятельности; посвящен экологической проблеме – изучению проблемы твердых бытовых отходов на побережье водных объектов.

      Установили взаимосвязь загрязнения малых водных объектов Хабаровского края и мирового океана. Загрязнение Японского моря является общей проблемой нескольких государств. России и Японии находятся в экологической зависимости друг от друга. Основная причина – мусор, который приносят впадающие в море реки, в том числе и Амур.

      Методология практики:

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Стартовой площадкой в реализации проекта стала краевая полевая экологическая школа «Юный эколог», учащиеся которой и стали участниками проекта, реализовали основные пункты плана проведения проекта именно в рамках полевой школы. В скором времени определился актив, который в дальнейшем и инициировал всю деятельность по реализации проекта. Подобное взаимодействие с учащимися определяется как самоуправление, когда руководитель выступает только в роли консультанта.

      Таким образом, у команды появилось творческое название – краевой экологический альянс «Cleaning Fish» (альянс означает объединение).

      Работа над идеей эмблемы была начата в период проведения полевой школы и доведена до конечного результата уже после. Над разработкой идеи эмблемы работали все активисты команды, а воплощали в жизнь активисты из Вяземского и Солнечного муниципальных районов. Нарисованный от руки в одном районе, логотип приобрел свою конечную версию в электронном виде с помощью графического планшета, уже в другом районе края по завершению полевой школы.

      ОЧНО

      1. Проведено исследование проб воды по органолептическим и некоторым физико-химическим показателям.

      2. Составлена карта-схема видового разнообразия твердых бытовых отходов.

      3. Определена категория твердых бытовых отходов.

      4. Составлена диаграмма «Виды твердых бытовых отходов береговой линии в окрестностях туристической базы «Сикачи Алян».

      5. Проведена природоохранная акция «Чистый след» на береговой линии в окрестностях туристической базы «Сикачи Алян».

      ДИСТАНЦИОННО

      6. Разработаны экологические листовки, памятки, плакаты, получившие распространение.

      7. Представлены два эссе по рассматриваемой теме «Что мы об этом думаем» и «Хрупкая природа».

      ЗАОЧНО

      8. Проведена природоохранная акция «Чистый след» в районах края, были привлечены руководители филиалов КОЗЭШ Ванинского, Вяземского, Солнечного, Советско-Гаванского муниципальных районов и педагог дополнительного образования г. Хабаровска. Руководители филиалов выступили для активистов проекта в роли помощников и консультантов при организации и проведении природоохранной акции «Чистый след» у себя в населенных пунктах. В общей сложности, акция объединила около 120 человек. Очень разнообразными оказались и водные объекты, где проводилось мероприятие, это и ручей в р.п. Солнечный, который в свою очередь впадает в реку Силинку, река Вторая Седьмая в Вяземском районе, река Амур в городе Хабаровске, побережье бухты Окоча в Советско-Гаванском районе, побережье бухты Токи (напротив, Особо охраняемой природной территории местного значения Остров Токи – лежбище ластоногих).

       

      Реализация проекта позволила посмотреть на взаимодействие с учащимися по-другому. Сетевая форма – это новая форма организации деятельности в системе «педагог-учащийся». Это координированное взаимодействие, позволяющее учащимся полноценно почувствовать ответственность за свою деятельность, проявить творческий подход в реализации проекта, осознавать значимость своей деятельности и адекватно оценивать свои умения и возможности. Проект способствует саморазвитию участников. В совокупности, это реализованная возможность содействия формированию экологического мышления и экологической культуры подростков среднего и старшего школьного возраста через вовлечение в социально значимую учебно-исследовательскую и природоохранную деятельность. Проведение подобных мероприятий позволяет объединить усилия регионов для решения глобальных экологических проблем, что заставляет людей задуматься о необходимости бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

      Проект «Cleaning Fish» побудил участников быть социально активными, осознавать ответственность за сохранение чистого и здорового будущего через сохранение настоящего. Инициативность участников при организации природоохранной акции «Чистый след», мотивировало к действию и взрослое население, которое поддержало ребят и приняло участие в акции. Уже после того, как были обобщены результаты реализации проекта, ребята свободным решением организовали и провели подобные акции у себя в населенных пунктах на береговых зонах других водных объектов. Для некоторых детей участие в проекте повлияло на выбор будущей профессии, так, участник из г. Советская Гавань планирует поступать в Институт биологии моря в г. Владивостоке. Главный аспект экологической эффективности проекта – это популяризация экологических знаний, практическое применение экологической информации.

      Продолжительность: 03.07-30.09.2015

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Хабаровск, ул. Воронежская, д. 38А

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Информационное письмо КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ 04.06.2015 № 01-27/429 «О проведении краевой полевой экологической школы «Юный эколог».

      Приказ КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ «О проведении краевой полевой экологической школы «Юный эколог».

      Материально-техническое оснащение

      Помещение:

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: Диск Секки, индикаторные полоски для определения рН, лабораторная посуда

      Расходные материалы:мусорные мешки (150-200 л); тканевые перчатки

      Учебно-методические материалы:

      План-конспект:

      – практическая работа по теме: «Оценка органолептических и гидрохимических показателей качества воды»;

      – практическая работа по составлению плана-местности;

      – практическая работа по составлению карты-схемы видового разнообразия твердых бытовых отходов на береговой линии;

      – практическая работа по составлению диаграммы «Виды твердых бытовых отходов береговой линии».

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:20

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:необходимо наличие образования естественнонаучной направленности у педагогического или иного работника.

      Личностные достижения педагога

      ПОБЕДИТЕЛЬ. Краевой этап Всероссийского конкурса методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей, 2016 г.

      ЛАУРЕАТ. Федеральный этап Всероссийского конкурса методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей, 2016 г.

      ПРИЗЁР III СТЕПЕНИ. Краевой конкурс «Эколидер 2016».

      ДИПЛОМ И МАЛАЯ ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ ПОБЕДИТЕЛЯ. Открытый международный конкурс педагогических идей «Региональные аспекты в образовательном процессе»

      ПОБЕДИТЕЛЬ. Краевой заочный конкурса методических материалов естественнонаучной направленности, 2017 г.

      УЧАСТИЕ. Всероссийский конкурс фоторабот «Экологические места России». National Geographic. 2017 г.

      УЧАСТИЕ. Всероссийский конкурс методических материалов по дополнительному образованию детей. 2017 г.

      ДИПЛОМ III степени. Краевой конкурс «ЭкоЛидер-2017».

      УЧАСТИЕ. Всероссийский конкурс социально-активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина». 2017 г.