Дополнительная общеразвивающая программа "Исследователи природы"

    • Цель практики: повышение мотивации к изучению природы через исследовательскую деятельность.

      Задачи практики:

      • освоение методов исследования объектов живой и неживой природы;
      • углубление и расширение знаний в области экологии и биологии;
      • развитие познавательного интереса, способности к творчеству и анализу, самостоятельности, организованности, критического мышления;
      • формирование целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы;
      • воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Исследовательская деятельность обладает большим развивающим потенциалом, так как является интегрированной логичной деятельностью, создающей условия для самостоятельности учащихся. Ядром исследовательской деятельности являются методики исследований, работа с литературными источниками, сопоставление фактов, аналитическая работа. Исследовательская деятельность, которая лежит в основе образовательной программы «Исследователи природы», является не самоцелью, а, прежде всего, средством, которое способно обеспечить высокую степень самостоятельности, ответственности обучающихся, познавательной активности обучающихся.

      Методология практики:

      Формы и методы, которые будут использованы при реализации программы «Исследователи природы», основаны на деятельностной парадигме, обеспечивают самостоятельную и совместную деятельность, являются эффективными в области усвоения новых знаний.Большинство занятий будут проведены в форме экскурсий, практических и лабораторных работ.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      • высокая мотивация к изучению биологии и экологии;
      • готовность к социально-значимой деятельности;
      • знание биологических и экологических терминов;
      • способность к поисковой деятельности в изучении естественнонаучной информации;
      • способность к сотрудничеству;
      • способность к творческому решению задачи, поиску нестандартных решений.
      • способность нести ответственность;
      • умение получать необходимую информацию и структурировать ее;
      • умение высказывать собственное мнение;
      • умение делать выводы на основе полученных данных;
      • умение использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
      • умение критически оценивать продукты своей деятельности;
      • умение организовывать свою работу;
      • умение презентовать проделанную работу;
      • умение проводить наблюдения в природе;
      • эмоционально-ценностное отношение к природе.

      Продолжительность: 2 года обучения

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Ижевск, ул. Зои Космодемьянской, д. 109

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Приказ АОУДОД УР «РЭБЦ» № 70од от 02.09.2013г.

      Приказ АОУДО УР «РЭБЦ» № 141од от 01.09.2017г.

      Особые условия

      Ограничений по участию нет

      Материально-техническое оснащение

      Помещение: кабинет, оборудованный персональным компьютером.

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: лупы, микроскопы, бинокуляры, бинокли, лабораторная посуда, географические карты, коллекции гнезд, минералов, шишек и семян, чучела птиц и зверей, муляжи грибов, гербарные образцы и др.

      Расходные материалы: канцелярские товары

      Учебно-методические материалы:

      • конспекты занятий;
      • дидактические материалы;
      • инструктивные карточки;
      • опорные конспекты;
      • презентационные и наглядные материалы.

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: 1

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников: дополнительная общеразвивающая программа «Исследователи природы» может быть реализована педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогиче-ское образование и опыт деятельности в системе дополнительного образования не ме-нее двух лет

      Личностные достижения педагога

      Участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования детей "Сердце отдаю детям" (2015г.)

      Победа в конкурсе "Поощрение лучших педагогических работников Удмуртской Республики " (2015г.)

      Успешное участие в конкурсах методических материалов Республиканского и Всероссийского уровней, в том числе Всероссийском конкурсе программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованияю детей, Республиканском конкурсе методических материалов "Педагогическая мастерская", Республиканском заочном конкурсе методических материалов по организации дополнительного эколого-биологического образования детей.

    • Перспективы

      Школьники, которые прошли обучение по программе "Исследователи природы" и имеют высокую мотивацию к исследовательской деятельности, имеют возможность в дальнейшем заниматься по программам "Мой город", "Эколог-исследователь", "Основы учебного исследования", реализуемые в АОУДО УР "РЭБЦ"

      Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

      Отсутствуют

      Результативность реализации практики

      Высокая мотивация к исследовательской деятелности, успешное выполнение исследовательских и проектных работ, результативность участия в следующих конкурсных мероприятиях:

      • Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды
      • Республиканский конкурс "Юннат"
      • Республиканский конкурс "Подрост"
      • Республиканский конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос"
      • Республиканский конкурс "Экологические чтения "Земля, на которойя счастлив"
      • Поволжская научная конференция школьников им. А.М. Терентьева