«Ступеньки к школе»

    • Цели практики: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности, логического мышления, подготовка детей к обучению чтению.

      Задачи практики:

      Программа состоит из двух блоков.

      Первый блок: развитие речи и обучение чтению.

      Второй блок: подготовки руки к письму.

       

      Основные задачи при реализации данной программы:

       

      По первому блоку:

      Развитие речи и обучение чтению:

      • развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

      • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.

      • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);

      • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

      • развитие умения правильно обозначать звук на письме буквой, составлять слова из букв и слогов, читать, составлять схемы слов и предложений;

       

      По второму блоку:

      Подготовка руки к письму:

      • вызвать желание у детей готовить свою руку к письму в школе;

      • учить правильно сидеть за столом, держать и располагать письменные принадлежности ( карандаш, ручку, альбом, тетрадь).

      • познакомить детей с обводкой фигур, штриховкой, печатанием букв, слов, предложений;

      • учить правильно располагать фигуры на альбомном листе, обводить их аккуратно;

      • учить детей штриховать только в заданном направлении, не заходить за контур, соблюдать одинаковые расстояния, развивать мелкую моторику рук.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Создание программы дополнительного образования обосновано социальным запросом родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

      Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Ступеньки к школе» основной задачей ставит формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности, а также включение традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, которые направлены на интеллектуальное развитие.

       

      Методология практики:

      Основная форма организации работы – игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

      При реализации данной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и фигур; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый – согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы).

      Обучение чтению строится так, чтобы деятельность детей была выз­вана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям, например прочитать отгадку к загадке; узнать, что написано под картинкой...

      В современной школе принят звуковой метод обучения чтению.

      Дети учатся выделять звуки в словах, анализировать их, синтезировать и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения. В основе чте­ния лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква, как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочитать букву М, так как не знаем следующей буквы, не знаем, твердый это или мягкий звук, но две буквы (ми или му) мы прочитаем безошибочно: в 1-ом слу­чае М мягкий, во 2-ом – твердый. При слоговом чтении различение мяг­ких или твердых согласных не вызывает у детей затруднений. Наиболее трудный случай – мягкие согласные на конце слова: угол – уголь, а также внутри слова: вал – вял, мал – мял. Для усвоения мягких сог­ласных, в отличие от твердых, используется сопоставительное чтение и разъяснение значения слов, различающихся только мягкостью или твердостью одного согласного. Большинство русских согласных букв бывают и твердыми и мягкими. Исключение: буквы Ч, Щ обозначают всегда мягкие звуки, а буквы Ц, Ш, Ж – всегда твердые звуки.

      Умение узнавать и озвучивать слоги, из которых «складываются» слова – первая ступенька к чтению и самостоятельному составлению ребенком слов. Трудность слогов зависит от их структуры: самыми легкими для детей слогами принято считать слоги типа СГ и ГС. СГ – открытый слог (Согласный+Гласный), например: ма, па ни, ну. Открытый слог наиболее характерен для русского языка: го-ло-ва, ма-ши-на, са-ни, Ма-ша. ГС – закрытый слог (Согласный+Согласный), например: ам, он, ян, ин, ак.

      Слоги бывают: СГС (Согласный+Гласный+Согласный – мак); со стечением согласных ССГ (Согласный+Согласный+Гласный – три); CCCГ (Согласный+Согласный+Согласный+Гласный – гастроном).

      С самого начал чтения дети ориентируются на открытый слог как на единицу чтения. Те дети, которые получили навык побуквенного чте­ния в результате домашнего обучения, переучиваются.

      Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунтограммы – точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире.

      В период обучения чтению большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умение различать и выделять звуки из слов, из слогов.

      В работе со слогами соблюдаются принцип последовательности: от слога, равному одному глас­ному звуку типа А, И, к сочетанию двух гласных: АУ, к открытому сло­гу – БА, ВО, БУ, БЫ, БЭ. Постепенное усложнение слогового состава чи­таемых слов: Ни-на. Очень важно, чтобы чтение с самых первых шагов было вполне сознательно. С помощью вопросов проверяется понимание прочитанного. Понимание читаемого – это важнейшее условие успешного $ обучения грамоте.

      Темп чтения не следует форсировать: гораздо важнее работать над правильностью, безошибочностью чтения.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      По первому блоку:

      – ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», " предложение";

      – различать гласные и согласные звуки;

      – правильно ставить ударение в знакомых словах;

      – свободно и осознанно читать простые слова

      – правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

      – уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

      – проявлять интерес к родному языку.

       

      По второму блоку:

      – ребенок должен правильно сидеть за столом и держать письменные принадлежности;

      – уметь правильно обводить и штриховать фигуры, печатать буквы;

      – хорошо ориентироваться в альбоме и тетради;

      – выполнять работу аккуратно.

      Продолжительность:

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Киевская, д. 14

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Программа разработана на основе программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Обучение чтению» Моисеенкова Л.Н. Москва, ДМЦ «Радость».