«К родным истокам» доп. общеобразовательная программа

    • Цели практики: содействовать формированию нравственного, патриотического, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка средствами исследовательской и проектной деятельности в сфере краеведения.

       

      Задачи практики:

      образовательные:

      • изучить основы искусствоведческого краеведения, являющиеся истоками и своеобразием культуры Тамбовского края;
      • обучить основным методологическим приемам исследований в области краеведения;
      • научить основам создания и проведения экскурсий с использованием регионального компонента;
      • познакомить с традиционными ремеслами и промыслами Тамбовского края и обучить основным приемам и технологиям в изготовлении изделий;

      развивающие:

      • способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, трудовому воспитанию учащихся, эмоционально-ценностному отношению к истории своей малой родины;
      • раскрыть творческий потенциал учащихся через различные формы работы: поисково-исследовательскую, практическую работу в освоении традиционных народных ремесел и промыслов Тамбовского края, самостоятельную работу с краеведческими источниками;
      • способствовать развитию рефлексии;

      воспитательные:

      • способствовать воспитанию интереса и уважения к истории и культуре родного края;
      • способствовать формированию активной гражданской позиции;
      • прививать навыки ремесленной культуры, аккуратности, чувство ответственности;
      • сформировать культуру коллективной проектной деятельности при реализации исследовательских проектов.

      Программа направлена на поддержку талантливых подростков области, реализующих свои способности, интересы в сфере краеведения, стремящихся к освоению нового опыта, желающих на основе знаний по искусствоведческому краеведению, экскурсоведению создавать и реализовывать социально-значимые проекты.

      В рамках программы учащиеся из муниципальных образований области вместе с педагогами будут осваивать традиционные ремесла и промыслы Тамбовского края, проведут анализ исторических источников, приобретут опыт проектно-исследовательской и экскурсионной деятельности в области краеведения.

       

      Актуальность программы обусловлена следующими причинами:

      • необходимостью предпринимать активные меры для патриотического воспитания подрастающего поколения средствами изучения этнокультурного наследия родного края;
      • необходимостью развивать у учащихся области учебные компетенции в сфере проектно-исследовательской деятельности;
      • необходимостью знакомить учащихся с основами профессий в сфере краеведения;
      • необходимостью обеспечения доступности дополнительного образования в сфере краеведения и возрождения традиционнных народных ремесел для каждого ребенка, проживающего на территории Тамбовской области, в том числе из отдаленных сельских территорий.

      В Тамбовской области краеведческой деятельности уделяется пристальное внимание, но не всегда дети, мотивированные на изучение исторических особенностей родного края из муниципальных образований области, имеют возможность получить практические навыки в освоении традиционных ремесел и краеведения, получить квалифицированную педагогическую помощь в проведении исследований и разработке краеведческих проектов.

       

      Новизна программы заключается в следующем.

      Во-первых, программа носит интегрированный характер и включает три направления: краеведение, экскурсоведение и освоение ремесел. Данные направления не просто составляют отдельные модули программы; их интеграция позволяет подходить к изучению истории и культуры родного края многогранно, разносторонне.

      Во-вторых, программа носит характер очно-заочного обучения, предоставляя учащимся из различных территорий Тамбовской области обучаться в форме очных практикоориентированных сессий, а в межсессионнный период – в форме дистанционного обучения.

      В-третьих, программа ориентирована на освоение учащимися технологий исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения ремеслам, краеведению и экскурсоведению. Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является творческий проект, в который может войти творческая работа, разработка экскурсии связанной с ремесленными традициями Тамбовского края, исследовательская работа в сфере краеведения. Проект может носить индивидуальный или групповой характер.

      Отличительной особенностью данной программы является возможность выстраивать образовательное пространство, в котором созданы условия для самостоятельного получения знаний и навыков в области изучения истории родного края, экскурсионного дела, ремесел и промыслов с использованием дистанционных технологий.

       

      Учебно-методические материалы: карты, атласы Тамбовской области, энциклопедии, специальная литература по краеведению, экскурсоведению, ремеслам и истории Тамбовского края, аудио-видео, фото и интернет-источники, методические разработки занятий, технологические карты изготовления изделий.

       

      Ожидаемый результат:

      по образовательному компоненту:
      – участники программы изучат историю заявленного периода;
      – выберут и сформулируют: тему проектно-исследовательской работы; выдвинут и докажут гипотезу;
      – правильно будут применять термины, используемые в истории заселения и развития края;
      – получат умения планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд;
      – реконструируют отдельные элементы народных костюмов;
      – реконструируют отдельные элементы обрядов и песен, народных игр Тамбовской губернии;
      – защитят свой исследовательский проект;
      – освоят основные приемы и навыки социально-культурной аналитики, принципы и закономерности развития и смены культурно-исторических укладов, включая знания, необходимые для собственной социально-конструкторской деятельности;
      – ученики смогут самостоятельно анализировать, описывать посредством схем и моделей, а также проектировать культурно-бытовые объекты;
      – сформируется навык технологии производительного труда, и способность самостоятельно изготавливать бытовые предметы, одежду, обувь, украшения.

      по развивающему компоненту:
      будут сформированы навыки:
      – работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами, и др.);
      – проектной и исследовательской деятельности;
      – трудовой культуры;
      – возрастет уровень инициативности;

      по воспитательному компоненту:
      – возрастет степень заинтересованности в самостоятельном изучении краеведческого компонента;
      – повысится уровень самостоятельности и ответственности и активная гражданская позиция учащихся;
      – сформированы навыки работы в команде.

       

      Методы определения результативности:
      – педагогическое наблюдение;
      -педагогический анализ результатов участия воспитанников в мероприятиях (конференции, игры, сюжетно-ролевые игры), защита проектов, активность обучающихся на занятиях;
      – мониторинг (педагогический мониторинг, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение летописи, ведение журнала учета, оформление фотоотчетов);
      – анализ представленных проектов, разработанных участниками программы.

       

      Продолжительность: 1 год.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 3Б

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «К родным истокам»