- Главная
- Направления
- «К родным истокам» доп. общеобразовательная программа
«К родным истокам» доп. общеобразовательная программа
Цели практики: содействовать формированию нравственного, патриотического, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка средствами исследовательской и проектной деятельности в сфере краеведения.
Задачи практики:
образовательные:
- изучить основы искусствоведческого краеведения, являющиеся истоками и своеобразием культуры Тамбовского края;
- обучить основным методологическим приемам исследований в области краеведения;
- научить основам создания и проведения экскурсий с использованием регионального компонента;
- познакомить с традиционными ремеслами и промыслами Тамбовского края и обучить основным приемам и технологиям в изготовлении изделий;
развивающие:
- способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, трудовому воспитанию учащихся, эмоционально-ценностному отношению к истории своей малой родины;
- раскрыть творческий потенциал учащихся через различные формы работы: поисково-исследовательскую, практическую работу в освоении традиционных народных ремесел и промыслов Тамбовского края, самостоятельную работу с краеведческими источниками;
- способствовать развитию рефлексии;
воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса и уважения к истории и культуре родного края;
- способствовать формированию активной гражданской позиции;
- прививать навыки ремесленной культуры, аккуратности, чувство ответственности;
- сформировать культуру коллективной проектной деятельности при реализации исследовательских проектов.
Программа направлена на поддержку талантливых подростков области, реализующих свои способности, интересы в сфере краеведения, стремящихся к освоению нового опыта, желающих на основе знаний по искусствоведческому краеведению, экскурсоведению создавать и реализовывать социально-значимые проекты.
В рамках программы учащиеся из муниципальных образований области вместе с педагогами будут осваивать традиционные ремесла и промыслы Тамбовского края, проведут анализ исторических источников, приобретут опыт проектно-исследовательской и экскурсионной деятельности в области краеведения.
Актуальность программы обусловлена следующими причинами:
- необходимостью предпринимать активные меры для патриотического воспитания подрастающего поколения средствами изучения этнокультурного наследия родного края;
- необходимостью развивать у учащихся области учебные компетенции в сфере проектно-исследовательской деятельности;
- необходимостью знакомить учащихся с основами профессий в сфере краеведения;
- необходимостью обеспечения доступности дополнительного образования в сфере краеведения и возрождения традиционнных народных ремесел для каждого ребенка, проживающего на территории Тамбовской области, в том числе из отдаленных сельских территорий.
В Тамбовской области краеведческой деятельности уделяется пристальное внимание, но не всегда дети, мотивированные на изучение исторических особенностей родного края из муниципальных образований области, имеют возможность получить практические навыки в освоении традиционных ремесел и краеведения, получить квалифицированную педагогическую помощь в проведении исследований и разработке краеведческих проектов.
Новизна программы заключается в следующем.
Во-первых, программа носит интегрированный характер и включает три направления: краеведение, экскурсоведение и освоение ремесел. Данные направления не просто составляют отдельные модули программы; их интеграция позволяет подходить к изучению истории и культуры родного края многогранно, разносторонне.
Во-вторых, программа носит характер очно-заочного обучения, предоставляя учащимся из различных территорий Тамбовской области обучаться в форме очных практикоориентированных сессий, а в межсессионнный период – в форме дистанционного обучения.
В-третьих, программа ориентирована на освоение учащимися технологий исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения ремеслам, краеведению и экскурсоведению. Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является творческий проект, в который может войти творческая работа, разработка экскурсии связанной с ремесленными традициями Тамбовского края, исследовательская работа в сфере краеведения. Проект может носить индивидуальный или групповой характер.
Отличительной особенностью данной программы является возможность выстраивать образовательное пространство, в котором созданы условия для самостоятельного получения знаний и навыков в области изучения истории родного края, экскурсионного дела, ремесел и промыслов с использованием дистанционных технологий.
Учебно-методические материалы: карты, атласы Тамбовской области, энциклопедии, специальная литература по краеведению, экскурсоведению, ремеслам и истории Тамбовского края, аудио-видео, фото и интернет-источники, методические разработки занятий, технологические карты изготовления изделий.
Ожидаемый результат:
по образовательному компоненту:
– участники программы изучат историю заявленного периода;
– выберут и сформулируют: тему проектно-исследовательской работы; выдвинут и докажут гипотезу;
– правильно будут применять термины, используемые в истории заселения и развития края;
– получат умения планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд;
– реконструируют отдельные элементы народных костюмов;
– реконструируют отдельные элементы обрядов и песен, народных игр Тамбовской губернии;
– защитят свой исследовательский проект;
– освоят основные приемы и навыки социально-культурной аналитики, принципы и закономерности развития и смены культурно-исторических укладов, включая знания, необходимые для собственной социально-конструкторской деятельности;
– ученики смогут самостоятельно анализировать, описывать посредством схем и моделей, а также проектировать культурно-бытовые объекты;
– сформируется навык технологии производительного труда, и способность самостоятельно изготавливать бытовые предметы, одежду, обувь, украшения.по развивающему компоненту:
будут сформированы навыки:
– работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами, и др.);
– проектной и исследовательской деятельности;
– трудовой культуры;
– возрастет уровень инициативности;по воспитательному компоненту:
– возрастет степень заинтересованности в самостоятельном изучении краеведческого компонента;
– повысится уровень самостоятельности и ответственности и активная гражданская позиция учащихся;
– сформированы навыки работы в команде.Методы определения результативности:
– педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ результатов участия воспитанников в мероприятиях (конференции, игры, сюжетно-ролевые игры), защита проектов, активность обучающихся на занятиях;
– мониторинг (педагогический мониторинг, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение летописи, ведение журнала учета, оформление фотоотчетов);
– анализ представленных проектов, разработанных участниками программы.Продолжительность: 1 год.
Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована
г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 3БДокументы, обеспечивающие реализацию лучшей практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «К родным истокам»