"Читайка"

    • Цели практики:

      – Создать условия для речевого и интеллектуального развития ребенка

      – Формирование успешного овладения навыками чтения и письма

      Задачи практики:

      1 год обучения

      I Обучающие:

      • знакомство детей со звучащим словом, многообразием слов;

      • приобретение навыка звукового анализа слова;

      • быстрая ориентация дошкольника в мире звуков гласных и согласных, правильное произношение;

      • овладение способом интонационного выделение звука в слове (подчеркнутое произнесение звука на фоне слитного проговаривания всего слова);

      • умение определять место звука в слове (начало слова, середина, конец).

      II Развивающие:

      • развитие фонематического слуха;

      • развитие речи, путем расширения словарного запаса детей;

      • развитие образной, ассоциативной памяти

      • развитие коммуникативных качеств;

      • развитие моторики руки и «постановка» руки при штриховке для дальнейшего обучения письму.

      III Воспитательные:

      • раскрытие перед обучающимися красоты и гибкости родного языка;

      • воспитание культуры поведения и межличностного общения.

       

      2 год обучения

      I Обучающие:

      • знакомство с предложением как с семьей слов;

      • овладение интонационной выразительностью речи (вопросительные, повествовательные, восклицательные предложения);

      • умение составлять предложения, рассказ по картине, на заданную тему;

      • умение подбирать вежливые слова адекватно ситуации общения.

       

      II Развивающие:

      • развитие познавательной активности обучающихся;

      • развитие образного, словесно – логического мышления, ассоциативной памяти, воображения;

      • обогащение словарного запаса;

      • развитие культуры речи.

       

      III Воспитательные:

      • воспитание культуры поведения и межличностного общения.

       

       

       

      Краткое обоснование актуальности практики:Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенден­ция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

      Методология практики:Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе авторской программы «Обучение грамоте» (авто­ры Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская), уникальной методики обучения чтению Ирины Ивановой. Она рассчитана на 2 года обу­чения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактические материалы в четы­рех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:

      Чтение:
      – делить слова на слоги;
      – уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
      – членить простые предложения на слова;
      – определять место звука в слове;
      – давать характеристику звуку;
      – самостоятельно составлять предложение;
      – составлять рассказ с заданным количеством предложений;
      – свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
      – давать характеристику звуку;
      – уметь работать с кассой букв;
      – уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация, паузация и др.);
      – использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
      – точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

      Письмо (печатание):
      – овладевают позой пишущего человека;
      – ориентироваться на листе;
      – рисовать разнообразные линии;
      – делить линию пополам;
      – рисовать простые росчерки («петли», «ленты», «волна» и т. д.);
      – дорисовывать начатые фигуры;
      – вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
      – уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);

      К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:

      Чтение:
      – строить сложные предложения разных видов;
      – составлять рассказы по серии картин;
      – находить слова с определенным звуком;
      – составлять сказки, пользуясь моделями букв;
      – знать пословицы, поговорки, скороговорки;
      – уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
      – членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
      – составлять слова из слогов;
      – делать звуко-буквенный анализ слов;
      – знать и называть все буквы алфавита;
      – уметь составлять схемы слов, предложений;
      – устанавливать порядок звуков в слове;
      – умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
      – овладевают сознательным, плавным чтением.

      Письмо (печатание):
      – писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
      – составлять схемы слов;
      – выполнять письменные задания у доски;
      – списывать с настенной доски слова, предложения;
      – осваивать общий темп записи;
      – умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
      – соблюдают пробел между словами;
      – умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;
      – применяют правило написания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
      – самостоятельно пишут придуманные фразы.

      Продолжительность:Программа рассчитана на 2 года обучения.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Филиппова, д. 7

      Материально-техническое оснащение

      Помещение:наличие групповой комнаты, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам.

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

      – мебель в соответствии с возрастными нормами;

      – учебная доска;

      Материально-технические условия реализации программы:

       

      – поезд для волшебного путешествия, картинки, наглядные пособия;

      – мультимедийный проектор;

      – сборники: сказки, загадки, головоломки, подвижные игры, физкультминутки;

      – игрушки-персонажи: Мишка, Филя, фея Вежливости и др.

      – медаль «Великий путешественник»

      Расходные материалы:

      Учебно-методические материалы:

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:один

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:высшее педагогическое образование