«Школа умелого карандаша»

    • Цели практики:формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через: развитие мелкой моторики руки ребенка, развитие слухового внимания, развитие графического воспроизведения.

      Задачи практики:

      Для достижения цели поставлены следующие задачи:

      Обучающие:

      1. Научить детей владеть графическими навыками письма;

      2. Активизация речевого и тонкомоторного центров;

      3. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия;

      4. Подготовка руки к свободному письму.

      Коорекционно-развивающие:

      1. Совершенствование мелкой мотори­ки рук, кинестетических ощущений в процессе предметно-практических дей­ствий ;

      2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

      3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

      Воспитательные:

      1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

      2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий;

      3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

       

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Актуальность программы

      Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети. Поступающие в первый класс, было хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

      Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

      Методология практики:

      Работа направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

      В структуру программы входят пять образовательных блоков.

      Все блоки объединяет общая цель, но в каждом можно выделить свои определенные задачи.

       

       

      Система работы по развитию мелкой моторики руки ребенка
      Блок 1

      Движение и здоровье
      Блок 2

      Социально-речевое развитие


      Блок 3

      Творческое развитие


      Блок 4

      От игры к письму


      Блок 5

      Взаимодей- ствие с семьей

       

       

       

       

       

       


      Блок 1:

      · Укрепление здоровья;

      · Развитие мелких мышц кисти;

      · Развитие тонких произвольных движений;

      · Развитие координации, ловкости, ориентировки в пространстве;

      · Коррекция общей моторики.

      Блок 2:

      · Активизация речевого и тонкомоторного центров;

      · Стимулирование коммуникативной активности;

      · Воспитание положительных нравственных качеств;

      · Создание положительного мироощущения, чувства эмоционального благополучия.

      Блок 3:

      · Развитие способности творческого самовыражения;

      · Развитие инициативности, любознательности;

      · Развитие эстетического восприятия;

      · Обогащение представлений о мире вещей;

      · Развитие ручной умелости.

      Блок 4:

      · Развитие слухового и зрительного восприятия;

      · Формирование двигательной координации;

      · Развитие ориентировки на листе бумаги;

      · Развитие силы пальцев и кисти;

      · Развитие качеств, необходимых для осуществления учебной деятельности.

      Блок 5:

      · Установление контакта с родителями;

      · Информирование родителей о развитии ребенка;

      · Своевременная коррекция отклонений развития тонкой моторики;

      · Ознакомление с литературой по подготовке к обучению в школе;

      · Практическое обучение играм и упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      К концу первого года занятий  дети

      должны знать:

      основные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, диагональная);
      несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками;
      названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), соотносить по величине и цвету.
      должны уметь:

      правильно держать карандаш;
      рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги;
      работать с трафаретами;
      поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот;
      заштриховывать предметы тремя способами;
      застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
      завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
       К концу второго года занятий  дети

      должны знать:

      виды штриховки (простая и комбинированная);
      геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб);
      несколько способов ритмического выкладывания предметов на плоскости;
      виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
      понятия «диагональ», «сторона», «центр», « верхний правый угол», «верхний левый угол»,  «нижний левый угол», «нижний правый угол»;
      должны уметь:

      работать с трафаретами;
       уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
      Правильно держать ручку, карандаш;
      Ориентироваться ни листе бумаги, в тетради, на строке, на странице;
      выполнять шнуровку разными способами;
      вырезать симметричные детали;
      рисовать элементы по образцу и самостоятельно;
      писать слуховые диктанты по клеточкам;
      правильно держать ножницы и работать с ними.
       

      Продолжительность:

      Система работы включает в себя: 72 конспекта занятий (2 года обучения) с коррекционно-развивающими упражнениями, зрительными диктантами, заданиями по штриховке и развитию графических навыков.

       

      Формы и режим занятий

      Занятия проводятся фронтально, один раз в неделю, по понедельникам во второй половине дня с 16.05 до 16.25

      Программа рассчитана на 2 года обучения.

      УЧЕБНЫЙ ПЛАН

       

      Год обучения
      Продолжительность занятия, мин.
      Количество занятий
      1 год обучения
      15 – 20
      1 в неделю


      36 в год
      2 год обучения
      20 – 25
      1 в неделю


      36 в год
      Итого:

      72 занятия

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Киевская, д. 3

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Методические материалы

      Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работ.

      1. Работа на листах тетради, разлинованных в клетку.

      2. Занятия по изобразительной деятельности. Выполнение аппликаций, рисование, лепка.

      3. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Предполагает проведение:

      – пальчиковой гимнастики;

      – «пальчиковых шагов»;

      – пальчиковых игр;

      – работы с природным материалом (в том числе «песочная» и «глиняная» терапия);

      – работы с использованием «бросового» материала (компьютерной клавиатуры, спичек, телефонных дисков, шнуровок, застежек, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц и т.д.);

      – развивающих игр (с использованием пирамидок, мозаики, конструктора, пазлов, игрушек-вставок, геометрических фигур, счетных палочек и т.д.);

      4. Общеукрепляющие мероприятия. Предполагают проведение:

      – ручной терапии (игр-массажей);

      – массажа пальцев рук и ладонных поверхностей (грецкими орехами, шестигранными карандашами, мячиками су-джоку, самомассаж);

      – водных процедур для рук (теплых ванночек для снятия мышечного тонуса и контрастных, стимулирующих кровообращение).

       

      Предложенные занятия имеют следующую структуру и особенности.

      1. Для активизации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук. Любое из предложенных упражнений можно использовать после письма элементов в тетради для расслабления мышц руки.

      2. Работа в тетради или прописи по развитию графических навыков.

      3. После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение. Поэтому для профилактики нарушения зрения использую серии расслабляющих упражнений для глаз.

      4. Важный компонент занятий – это зрительные или слуховые диктанты (в чередовании).

      5. Для снятия утомление детей на занятиях обязательно провожу динамические паузы, развивающие внимание, быстроту реакции, общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве.

      6. В конце занятия провожу занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки (штриховка или проведение непрерывной линии).