"Мой родной город"

    • Цели практики:формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного города, толерантного отношения к представителям других национальностей.

      Задачи практики:

      • Образовательные:

      – Формировать экологические и краеведческие знания дошкольни­ков;

      – Формировать у детей дошкольного возраста представления о Ро­дине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

      • Развивающие:

      – Расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;

      – Развивать у дошкольников познавательную активность, исследо­вательские умения и навыки, навыки проектной деятельности;

      – Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетиче­ского восприятия окружающего мира.

      • Воспитательные:

      – Воспитывать у детей чувство привязанности к своей малой роди­не, гордости за нее, восхищение ее красотой;

      – Воспитывать у детей уважение к людям труда, знаменитым землякам;

      – Воспитывать у дошкольников бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного города.

      – Повышение профессионального мастерства педагогов.

      – Повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному городу.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России.

      В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

      Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно­-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время.

      Методология практики:Данные методические разработки в соответствии со стоящими перед ними задачами и с учетом специфики дошкольного возраста подразумевают использование педагогами в работе следующих технологий: личностно-ориентированных, игровых, информационно¬коммуникативных, проблемных, развивающего обучения, проектных, музейной педагогики; здоровьесберегающих.

      Методы, используемые в процессе ознакомления дошкольников с родным городом

      • Методы ознакомления с социальной действительностью:

      – наглядные, словесные и практические


      • Методы, направленные на повышение познавательной ак­тивности:

      – проблемные вопросы, решение логических задач, моделирование, экспериментирование/

      элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), метод вопросов, метод повторения.

      • Методы, направленные на повышение эмоциональной актив­ности:

      – игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры- драматизации, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, включение игровых и сказочных персонажей, использование художественного слова.

      • Методы обучения и развития творчества:

      – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее).

      • Методы, способствующие установлению связи между разны­ми видами деятельности:

      перспективное планирование, использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности, метод опосредованного переключения детей на другую деятельность, создание развивающей среды

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, архитектурных памятниках, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Мичуринска – наукограда, чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма. Краткие сведения об истории города.

      Планируемые итоговые результаты освоения программы «Мой родной город» Первый год обучения

      По окончании курса воспитанники должны знать:

      1. Историю происхождения своего имени.

      2. Родословную своей семьи.

      3. Историю возникновения родного города (Козлова-Мичу- ринска).

      4. Происхождение герба города.

      5. Культурные и архитектурные центры родного города, имена поэтов-земляков, их стихи о Мичуринске.

      Должны уметь:

      1. Составить родословную своей семьи.

      2. Рассказать о памятных местах родного города.

      3. Правильно вести себя в природе, беречь и охранять природу родного края.

      Второй год обучения

      По окончании курса воспитанники должны знать:

      1. Историю происхождения современного названия города.

      2. Места, связанные с именем И.В.Мичурина.

      3. Научные учреждения г. Мичуринска.

      4. Г ерб и флаг Мичуринска-наукограда.

      5. Животный и растительный мир родного леса.

      6. Городские учреждения культуры, их назначение и правила по­ведения в них.

      Должны уметь:

      1. Объяснить, почему город и главная площадь носят имя И.В.Мичурина.

      2. Рассказать о местах, связанных с И.В.Мичуриным.

      3. Различать наиболее распространенные в нашей местности рас­тения и животных.

      4. Вести наблюдения за сезонными изменениями под руко­водством воспитателя, выполнять правила поведения в природе.

      Третий год обучения По окончании курса воспитанники должны знать:

      1. Историю происхождения современного названия города.

      2. Архитектурные памятники города.

      3. Названия главной площади города.

      4. Козловский женский костюм.

      5. Животный и растительный мир родного леса.

      Должны уметь:

      1. Объяснить, почему город и главная площадь носят имя И.В.Мичурина.

      2. Рассказать о местах, связанных с И.В.Мичуриным.

      3. Различать наиболее распространенные в нашей местности рас­тения и животных.

      4. Вести наблюдения за сезонными изменениями под руко­водством воспитателя, выполнять правила поведения в природе.

      Четвертый год обучения

      По окончании курса воспитанники должны знать:

      1. Основные этапы жизни и творчества народного художника СССР А.М.Г ерасимова, названия наиболее известных его картин.

      2. Городские памятники знаменитым людям России.

      3. Названия городских храмов и их краткую историю возникнове­ния.

      4. Взаимосвязи между природой и человеком: охрана природы, отрицательное влияние человека на природу.

      Должны уметь:

      1. Рассказать об архитектурных памятниках города.

      2. Рассказать о деятелях науки и культуры, исторических деяте­лях родного города.

      3. Давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости.

      Лично участвовать в практической работе по охране природы.

      Продолжительность:

      Занятия по данной программе проводятся 2 раза в месяц в вечерний отрезок времени продолжительностью:

      – для детей 3-4 лет (15 мин);

      – для детей 4-5 лет (20 мин);

      – для детей 5-6 лет (25 мин);

      – для детей 6-7 лет (30 мин).

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Киевская, д. 14

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Методические рекомендации, конспекты занятий, диагностические материалы

      Особые условия

      нет

      Материально-техническое оснащение

      Помещение: группа

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: магнитная доска, ноутбук, проектор, экран, мышь, колонки

      Учебно-методические материалы:

      • Методическая, краеведческая, художественная литература;

      • Репродукции и иллюстрации картин Герасимова;

      • Электронные презентации;

      • Грамзаписи и аудиозаписи;

      • Карта Тамбовского края;

      • Символика России, Мичуринска и Тамбовской области;

      • Буклеты, наборы открыток.

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: 4

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:

      Личностные достижения педагога

      Почетная грамота Министерства образования РФ

      Сертификат победителя областного конкурса «Лучший воспитатель Тамбовской области-2016»

    • Результативность реализации практики

      Проведенный анализ свидетельствует, что методические разработки «Мой родной город» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок» обеспечивает реализацию ФГОС, а значит: актуальна, эффективна, результативна, она имеет свое прикладное, практическое значение и может быть использована в организации работы дошкольных образовательных учреждений.