"Мой родной город"

    • Цели практики:формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного города, толерантного отношения к представителям других национальностей.

      Задачи практики:

      • Образовательные:

      – Формировать экологические и краеведческие знания дошкольни­ков;

      – Формировать у детей дошкольного возраста представления о Ро­дине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

      • Развивающие:

      – Расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;

      – Развивать у дошкольников познавательную активность, исследо­вательские умения и навыки, навыки проектной деятельности;

      – Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетиче­ского восприятия окружающего мира.

      • Воспитательные:

      – Воспитывать у детей чувство привязанности к своей малой роди­не, гордости за нее, восхищение ее красотой;

      – Воспитывать у детей уважение к людям труда, знаменитым землякам;

      – Воспитывать у дошкольников бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного города.

      – Повышение профессионального мастерства педагогов.

      – Повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному городу.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России.

      В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

      Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно­-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время.

      Методология практики:Данные методические разработки в соответствии со стоящими перед ними задачами и с учетом специфики дошкольного возраста подразумевают использование педагогами в работе следующих технологий: личностно-ориентированных, игровых, информационно¬коммуникативных, проблемных, развивающего обучения, проектных, музейной педагогики; здоровьесберегающих.

      Методы, используемые в процессе ознакомления дошкольников с родным городом

      • Методы ознакомления с социальной действительностью:

      – наглядные, словесные и практические


      • Методы, направленные на повышение познавательной ак­тивности:

      – проблемные вопросы, решение логических задач, моделирование, экспериментирование/

      элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), метод вопросов, метод повторения.

      • Методы, направленные на повышение эмоциональной актив­ности:

      – игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры- драматизации, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, включение игровых и сказочных персонажей, использование художественного слова.

      • Методы обучения и развития творчества:

      – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее).

      • Методы, способствующие установлению связи между разны­ми видами деятельности:

      перспективное планирование, использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности, метод опосредованного переключения детей на другую деятельность, создание развивающей среды

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, архитектурных памятниках, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Мичуринска – наукограда, чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма. Краткие сведения об истории города.

      Планируемые итоговые результаты освоения программы «Мой родной город» Первый год обучения

      По окончании курса воспитанники должны знать:

      1. Историю происхождения своего имени.

      2. Родословную своей семьи.

      3. Историю возникновения родного города (Козлова-Мичу- ринска).

      4. Происхождение герба города.

      5. Культурные и архитектурные центры родного города, имена поэтов-земляков, их стихи о Мичуринске.

      Должны уметь:

      1. Составить родословную своей семьи.

      2. Рассказать о памятных местах родного города.

      3. Правильно вести себя в природе, беречь и охранять природу родного края.

      Второй год обучения

      По окончании курса воспитанники должны знать:

      1. Историю происхождения современного названия города.

      2. Места, связанные с именем И.В.Мичурина.

      3. Научные учреждения г. Мичуринска.

      4. Г ерб и флаг Мичуринска-наукограда.

      5. Животный и растительный мир родного леса.

      6. Городские учреждения культуры, их назначение и правила по­ведения в них.

      Должны уметь:

      1. Объяснить, почему город и главная площадь носят имя И.В.Мичурина.

      2. Рассказать о местах, связанных с И.В.Мичуриным.

      3. Различать наиболее распространенные в нашей местности рас­тения и животных.

      4. Вести наблюдения за сезонными изменениями под руко­водством воспитателя, выполнять правила поведения в природе.

      Третий год обучения По окончании курса воспитанники должны знать:

      1. Историю происхождения современного названия города.

      2. Архитектурные памятники города.

      3. Названия главной площади города.

      4. Козловский женский костюм.

      5. Животный и растительный мир родного леса.

      Должны уметь:

      1. Объяснить, почему город и главная площадь носят имя И.В.Мичурина.

      2. Рассказать о местах, связанных с И.В.Мичуриным.

      3. Различать наиболее распространенные в нашей местности рас­тения и животных.

      4. Вести наблюдения за сезонными изменениями под руко­водством воспитателя, выполнять правила поведения в природе.

      Четвертый год обучения

      По окончании курса воспитанники должны знать:

      1. Основные этапы жизни и творчества народного художника СССР А.М.Г ерасимова, названия наиболее известных его картин.

      2. Городские памятники знаменитым людям России.

      3. Названия городских храмов и их краткую историю возникнове­ния.

      4. Взаимосвязи между природой и человеком: охрана природы, отрицательное влияние человека на природу.

      Должны уметь:

      1. Рассказать об архитектурных памятниках города.

      2. Рассказать о деятелях науки и культуры, исторических деяте­лях родного города.

      3. Давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости.

      Лично участвовать в практической работе по охране природы.

      Продолжительность:

      Занятия по данной программе проводятся 2 раза в месяц в вечерний отрезок времени продолжительностью:

      – для детей 3-4 лет (15 мин);

      – для детей 4-5 лет (20 мин);

      – для детей 5-6 лет (25 мин);

      – для детей 6-7 лет (30 мин).

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Киевская, д. 14

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Методические рекомендации, конспекты занятий, диагностические материалы