"Путешествие в мир логики"

    • Цели практики: создание благоприятных условий для формирования всестороннего развития психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

      Задачи практики:

      обучающие:

      – учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации и сериации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;

      – учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;

      – формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

      развивающие:

      – развивать психические процессы (слуховое и зрительно­пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);

      – развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;

      – развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи – занимательные, практические, игровые;

      воспитательные:

      – воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

      – воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.

      Задачи по направлению программы:

      «Что умеет Карандаш»

      – выполнять слуховые и зрительные диктанты;

      – выполнять штриховку в различных направлениях;

      – записывать цифры;

      – записывать и решать примеры с помощью палочек КЮИЗНЕРА.

      «Число и цифра»

      – счет в пределах 100;

      – усвоение натурального ряда чисел от 10 до 100;

      – чтение и запись двузначных чисел.

      «Путешествие в страну Геометрию»

      – знать характерные особенности геометрических тел;

      – развивать классификационные умения на блоках Дьенеша;

      «Веселые задачи»

      – уметь решать задачи четырех видов на основе палочек Кьюзенера.

      «В гостях у царицы Экономики»

      – иметь представление о том, что такое экономика, инфляция.

      «У гнома часовщика»

      – определять интервал 1, 3, 5 минут.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

      – более ранним началом систематического обучения в школе;

      – значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей;

      – изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

      Методология практики:

      Выбор и использование того или иного метода определяется содержанием, целями и задачами обучения, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

      Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская И.С.) ставит своей целью обеспечение комфортной образовательной среды, для развития личности ребенка и реализации ее природного потенциала. Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка и мониторинг его успешности способствуют снятию стрессообразующих факторов учебной деятельности, и в результате каждый ученик успешен, повышается мотивация и развитие его познавательной деятельности.

      Технология деятельностного метода адаптирована для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Структура занятий с дошкольниками включает шесть основных этапов:

      1. Введение в игровую ситуацию.

      На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

      2. Затруднение в игровой ситуации.

      Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.

      3. «Открытие» нового способа действий.

      Детям предлагается и после согласования с ними, принимается новый способ действий.

      4. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.

      На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.

      5. Повторение и развивающие задания.

      Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.

      6. Итог занятия.

      В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.

      Построение занятий в соответствии с перечисленными этапами обеспечивает поэтапную непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и начальной школы.

      Игровые технологии формируют воображение и символическую функцию сознания, у ребенка возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет дошкольнику включится в коллективную деятельность и общение. Благодаря использованию игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

      Технология «Педагогика сотрудничества» является по сути «проникающей» технологией.

      Целевые ориентации.

      • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

      • Г уманно-личностный подход к ребенку.

      • Единство обучения и воспитания.

      Суть данной технологии в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

      Практические методы.

      К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнения подразделяются на подражательно­исполнительные, конструктивные, творческие.

      При обучении детей часто используются различные виды конструирования и моделирования. Например, дети конструируют цифры из элементов, одну большую фигуру из более мелких частей и т.д. Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объекта, об отношениях и связях между элементами этих объектов. При обучении математике часто применяется знаково-символическое моделирование. Например, при решении задач используются графические изображения условии задачи. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

      Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например игра в «магазин», «теремок» и др. дети распределяют роли и с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в игре.

      В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

      Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

      Использование игровых упражнений на занятии ( имитация действий: медведи едят кашу, летит самолет, прыгает воробей) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

      Использование речевых упражнений предполагает проговаривание вслух алгоритма действий, повторение стихотворений для физкультминуток и т.д.

      Выполнение любых упражнений и методов способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

      • осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа, способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка;

      • систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на занятиях, в различных жизненных ситуациях);

      • постепенное усложнение условий с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

      • осознанное выполнение практических и речевых действий;

      • самостоятельное выполнение на заключительном этапе работы.

      Наглядные методы.

      К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание (картин, макетов), просмотр диафильмов, кинофильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

      Использование пособия облегчает усвоение материалов, способствует формированию разнообразных умений и навыков. Опора на образы делает усвоение материала более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность работы педагога.

      Использование наглядных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения работы по обучению детей.

      Наглядные средства должны:

      • быть хорошо видны всем;

      • подобраны с учетом возрастных и индивидуально­психологических особенностей работы;

      • соответствовать задачам работы воспитателя на данном этапе обучения;

      • сопровождаться точной и конкретной речью;

      • словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

      Словесные методы

      Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

      Рассказ – форма обучения, при которой изложение материала педагогом носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной, выразительной речи, подготовке детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря и закрепления грамматических форм речи. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.

      Беседы в зависимости от дидактических целей могут быть предварительными, итоговыми, обобщающими.

      В ходе предварительной беседы педагог выявляет знание детей, создает установку на усвоение новой темы.

      Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации приобретенных в ходе занятий умений и навыков. При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты для его подтв ерждения.

      Использование беседы должно соответствовать следующим условиям:

      • опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

      • соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

      • активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

      • вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

      • характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам работы.

      Словесные приемы

      В процессе обучения используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

      Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при записи примера на сложение наряду с показом написания на доске, воспитатель комментирует написание, объясняет его, обращает внимание на грамотное и четкое произношение.

      Большое значение в работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и характера его выполнения. Она способствует совершенствованию качества воспитательно-образовательного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

      При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих детей следует чаще поощрять, проявлять педагогический такт при оценке их работы.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Целевые ориентиры:

      К концу года дети должны знать:

      " Что умеет карандаш ?«

      – удерживать в поле зрения нужную строку и столбик;

      – выполнять слуховые и зрительные диктанты;

      – выполнять штриховку в различных направлениях;

      – записывать цифры;

      – записывать и решать примеры.

      «Число и цифра»

      – счет в пределах 100;

      – чтение и запись двузначных чисел;

      – составление и решение задач

      – сравнение чисел.

      «Путешествие в геометрию»

      – называть и находить: точку, прямую, луч, отрезок, угол;

      – многоугольники;

      – геометрические тела;

      – определять положение параллелепипеда в трех проекциях. «Величина»

      – иметь представление о мерке, массе, объеме и площади.

      «Мир знаков»

      – ориентироваться в реальном пространстве при помощи знаков;

      – применять наглядные модели.

      «У гнома-часовщика»

      – определять время по часам;

      – определять интервал в1,3,5 минут.

      «Веселые задачи»

      – уметь решать задачи четырех видов.

      «В гостях у царицы экономики»

      – иметь представление, что такое экономика, инфляция.

      Продолжительность: программа рассчитана на 8 занятий в месяц (2 занятия в неделю), 64 занятия в год.

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Киевская,

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Программа разработана на основе:

      – Конвенцией о правах ребенка;

      – Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ;

      – Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ;

      – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

      – Постановление Г лавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

      – Инструктивно-методическим письмом о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в образовательных формах обучения от 14 марта 2000г. № 65/23-16;

      – Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

      – Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

      – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

      – Письма Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 г. № 28-51-391/66;

      – Письма Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16

      – Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от

      11. 12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

      Устава МБДОУ № 24.

      рабочая программа, конспекты занятий в игровой форме, расписание и учебный план занятий, диагностическая карта.