Программа летней профильной смены «Юные инспекторы движения»

    • Цели практики: создание условий для социального развития личности детей и формирование у них практических умений и навыков безопасного поведения на дороге, подготовка юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности по безопасности дорожного движения, ориентация на выбор будущей профессии.

      Задачи практики:формирование у участников смены культуры законопослушного
      поведения в дорожной среде и выработка активной позиции в обеспечении
      безопасности на дороге;
      повышение уровня компетентности, по вопросам безопасного
      поведения в дорожной среде, закрепление и совершенствование знаний
      Правил дорожного движения, умений и навыков юного инспектора
      движения;
      укрепление мотивации к участию в деятельности профильных
      объединений ЮИД;
      освоение навыков вождения, обслуживания и ремонта простейших
      транспортных средств;
      привлечение участников смены к участию в пропаганде правил
      безопасного поведения на дороге среди сверстников;
      реализация возможностей самовыражения и стимулирование
      творческой активности участников профильной смены;
      удовлетворение потребности детей в полноценном отдыхе,
      оздоровление детей, организация общекультурных, спортивных мероприятий
      на свежем воздухе.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Актуальность и практическая значимость вопроса профилактики и
      предупреждения дорожно-транспортного травматизма среди детей и
      подростков в летний период, прежде всего, обусловлена сложившимся
      положением с детским дорожно-транспортным травматизмом, которое
      свидетельствует о незнании и не соблюдении детьми Правил дорожного
      движения, о неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.
      С 1974 года в Тамбовской области стали создаваться отряды юных
      инспекторов движения (ЮИД), основная цель которых заключалась в
      воспитании гражданственности, коллективизма, профессиональной
      ориентации, широкого привлечения учащихся к организации пропаганде
      безопасного поведения на дороге среди сверстников и детей младшего
      школьного возраста.
      К 2006 году движение отрядов ЮИД в области расширилось и
      приобрело ярко выраженный профориентационный характер. Это
      потребовало пересмотреть подходы к подготовке юных инспекторов
      движения, направленные на формирование осознанно-образцового участника
      дорожного движения, ответственного водителя, будущего сотрудника
      ГИБДД.
      Поэтому возникла необходимость создания программы областной
      летней профильной смены для юных инспекторов движения, призванной
      помочь участникам в формировании навыков современной транспортной
      культуры во взаимоотношении с различными категориями участников
      дорожного движения.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Цели и задачи, поставленные перед летней областной профильной
      сменой «ЮИД» как лагерем отдыха с одной стороны и лагерем активистов
      ЮИДовского движения с другой стороны, дают возможность рассматривать
      ожидаемые результаты профильной смены через:
       актуализацию знаний участников смены по Правилам дорожного
      движения и безопасного поведения на дороге;
       развитие правопослушного, сознательного отношения к соблюдению
      безопасности на дороге;
       овладение основными формами агитации и пропаганды ПДД и
      безопасного поведения на дороге;
       закрепление навыков управления велосипедом с соблюдением
      Правил и требований безопасности движения;
       закрепление приѐмов оказания первой доврачебной медицинской
      помощи;
       формирование у участников смены положительного эмоционального
      настроя на работу в отрядах юных инспекторов движения;
       воспитание чувства ответственности за личную безопасность и
      безопасность других участников дорожного движения;
       развитие навыков взаимной поддержки и взаимовыручки во время
      проведения конкурсных и других массовых тематических мероприятий.
      Основными показателями результативности программы являются
      активное участие детей и подростков в мастер-классах, тематических
      конкурсно-соревновательных и др. мероприятиях, которые позволяют им
      продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате
      освоения программы профильной смены; заинтересованность участников
      смены в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде Правил дорожного
      движения.
      Критерии результативности программы определяются тремя
      основными категориями:
      Образовательной – пополнение знаний участников смены по вопросам
      безопасного поведения на дороге и деятельности отрядов ЮИД.
      Культурной – закрепление навыков современной транспортной
      культуры во взаимоотношении с различными категориями участников
      дорожного движения.
      Социальной – готовность к социально-значимой деятельности в
      качестве члена отряда ЮИД, воспитание отрицательного отношения к
      нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.

      Продолжительность: 21 день

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 3Б

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Концепции развития дополнительного образования детей РФ;

      Письмо Минобрнауки РФ от 14.04.2011 N МД-463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха» (с приложениями);

      Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 N 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»);

      областная подпрограмма «Повышение безопасности дорожного
      движения в Тамбовской области на 2014-2020 годы» Государственной
      программы Тамбовской области «Обеспечение безопасности населения
      Тамбовской области, защита его жизненно важных интересов и
      противодействие преступности на 2014-2020 годы» (постановление
      администрации Тамбовской области от 02.09.2013 № 956);


      совместный приказ управления образования и науки области и
      управления Министерства внутренних дел РФ по Тамбовской области от
      25.12.2013 № 3732/975 «О совместной деятельности органов управления
      образованием и органов внутренних дел области по реализации мероприятий
      в рамках областной целевой подпрограммы „Повышение безопасности
      дорожного движения в Тамбовской области на 2014-2020 годы“ в 2014 году».

      Особые условия

      учащиеся образовательных организаций Тамбовской области в возрасте 7-15 лет,
      являющиеся членами школьных отрядов ЮИД, проявляющие интерес и
      активность в изучении и пропаганде Правил дорожного движения.

      Материально-техническое оснащение

      Помещение: освоение теоретической части программы возможно как в помещениях, так и на свежем воздухе. 

      Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

      – спортивный инвентарь (мячи, кегли, скакалки, обручи и т.п.);

      – настольные тематические игры по ПДД;
      – аудио- и видеоматериалы по безопасности дорожного движения,
      наглядные пособия,
      – компьютерная техника, проектор;
      – наборы дорожных знаков на стойках и на картоне;
      – макет перекрестка, набор дорожных знаков, макетов транспортных
      средств для создания вариантов дорожной обстановки;
      – плакаты: «Правила для пешеходов», «Правила для велосипедистов»,
      «Виды ДТП», «Причины ДТП» («Ловушки»), «Сигналы светофоров и
      регулировщика», «Оказание первой доврачебной медицинской помощи
      пострадавшим в ДТП», «Дорога глазами водителя» (остановочный и
      тормозной пути, признаки движения автомобиля и т.д.), «Дорожные знаки»;
      – средства ручного регулирования дорожного движения (жезлы,
      светоотражающие диски);
      – велосипеды (2 шт.);
      – оборудование для фигурного вождения велосипеда (стойки высотой
      1,2 м – 8 шт., стойки высотой 0,5 м – 2 шт., деревянные доски 1 м Х 0,1 м для
      коридора из длинных досок – 2 шт., деревянный брусок высотой 0,05 м,
      шириной 0,1 м и длиной 1 м – 1 шт., кегли – 20 шт.).

      Расходные материалы:

      канцелярские товары канцтоваров для организации различных видов
      творческой деятельности (краски, карандаши, ватманы, клей, цветная бумага,
      ножницы и т.п.)

      Учебно-методические материалы:

      – наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;
      – должностные инструкции всех участников процесса;
      – подбор методического материала, сценариев игр, конкурсов, викторин
      и т.п. по ПДД в соответствии с программой лагеря;
      – разработка системы отслеживания результатов деятельности
      воспитанников лагеря и подведения итогов.

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: 20

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников:

      Учитывая специфику программы, непосредственными разработчиками
      и исполнителями мероприятий программы являются методисты и педагоги
      регионального центра по профилактике детского дорожно-
      транспортного травматизма Тамбовского областного государственного
      бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
      «Центр развития творчества детей и юношества» и сотрудники отделения
      пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России
      по Тамбовской области, которые осуществляют совместное научно-
      методическое, организационно-методическое и информационное
      сопровождение областной профильной смены.

      Личностные достижения педагога

      В декабре 2014 – марте 2015 года Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» проводился Второй Всероссийский конкурс программ и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей и молодежи. В номинации «Лучшая профильная программа детского отдыха 2014 года» с программой «Юные инспекторы движения» приняла участие методист нашего Центра Ирина Федоровна Разинина и завоевала диплом второй степени.

    • Перспективы

      Программу возможно оптимизировать для работы любого загородного лагеря.