"Исследователи природы"

    • Цели практики: развитие у учащихся ценностного отношения к окружающему миру в процессе экологической учебно-исследовательской, социально-значимой деятельности в условиях временного коллектива загородного лагеря

      Задачи практики:

       

      образовательные:

      формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;

      формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

      формирование умения наблюдать за объектами живой и неживой природы, анализировать, делать выводы, оценивать состояние окружающей среды;

      формирование навыков исследований природных объектов;

      воспитательные:

      воспитание нравственного восприятия природы;

      побуждение к действиям, направленным на бережное отношение к окружающему миру;

      формирование общей культуры личности, потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем;

      воспитание бережного отношения к природе;

      формирование понимания детьми своих связей с окружающим миром;

      развивающие:

      развитие творческого потенциала учащегося;

      развитие познавательной, творческой и общественной активности учащихся;

      развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;

      развитие у детей внутренней мотивации бережного отношения к природе.

      Краткое обоснование актуальности практики:

      Актуальность практики определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в системе образования; нереализованным потенциалом школы в формировании экологической культуры учащихся. Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения учащихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

      Загородный оздоровительный лагерь является перспективной площадкой, где можно в комплексе решать актуальные задачи оздоровления, воспитания и развития детей, проектировать различные модели экологического образования детей в каникулярное время, за относительно короткий промежуток времени увлечь детей позитивными идеями здорового образа жизни, научить их познавать и любить родную природу, самостоятельно и в команде разрабатывать и реализовывать проекты.

      Методология практики:

      Реализация программы базируется на применении технологий исследовательского обучения, коммуникативной технологии, основанной на включении учащихся в совместную экологическую деятельность; элементов проблемного обучения; коллективной рефлексии и самооценке.

      Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, исследовательский подходы, которые определяют освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.

      Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

      Программа направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

      формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

      сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

      Метапредметными результатами освоения программы являются:

      овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, защищать свои идеи;

      способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

      Предметными результатами освоения программы являются:

      знание основных особенностей различных сред обитания и адаптации к ним организмов;

      объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

      овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

      знание основных правил поведения в природе;

      анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

      Продолжительность: 21 день

      Адреса и контакты мест, где эта программа уже была опробована

      г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 3б

      Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики

      Программа

      Материально-техническое оснащение

      сачки гидрологические (5 шт.);

      лупы (10 шт.);

      микроскоп (5 шт.);

      термометр электронный (1 шт.);

      диск Секки (1 шт.);

      стакан пробоотборник с телескопической штангой (1 шт.);

      весы почвенные (1 шт.);

      почвенная лопатка (10 шт.);

      сито лабораторное (5 шт.);

      насос-пробоотборник (1 шт.);

      индикаторные трубки (кислород, углекислый газ) (20 шт.);

      определители макрозообентоса (5 шт.);

      определитель лишайников (5 шт.);

      определитель растений (5 шт.)

      Кадровое обеспечение

      Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов: 1

      Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее педагогическое образование,  специализация биолог-эколог