http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/28-modulnaya
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

Модульная образовательная программа «Самоцветы России»

  1. Направленность: Интегрированные
  2. Направление деятельности: Межпредметные
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Модульная образовательная программа внеурочной деятельности
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики:

    приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:

    • результаты первого уровня- приобретение школьником социальных знаний, представлений в направлении экологии, изобразительного искусства и черчения, русского языка и литературы, трудового обучения, физкультуры и спорта;

    • результаты второго уровня– формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

    • результаты третьего уровня– получение школьником опыта самостоятельного социального действия по решению экологических проблем, созданию гармоничной, художественно ценной личностной, семейной среды обитания, освоению навыков профессиональной направленности в широком спектре профессий, созданию и представлению различных презентативных материалов, отчетов о проектах и портфолио различного уровня, организации и проведению безопасного, природоохранного активного отдыха на природе

    Задачи практики:

    – обучающие:

    обучение основам изобразительного, декоративно-прикладного, театрального искусства; прикладного технического творчества; искусства художественного слова и журналистики; правилам организации и проведения туристических походов и соревнований;

    – развивающие:

    выявление и развитие художественных, литературных, театральных способностей; навыков публичных выступлений, прикладного технического творчества; навыков поддержания организма в хорошей физической форме, безопасного проведения экскурсий, туристических походов и соревнований в природных условиях;

    – воспитательные:

    воспитание экологического, эстетического, творческого типа мышления, образа мысли, ориентированного на саморазвитие и применение в жизни широкого спектра способностей в различных областях деятельности;

    формирование гуманистических идеалов, привитие духовных и нравственных ценностей человеческого общества.

    Краткое обоснование актуальности практики:

    применение одновременного разностороннего обучения детей в рамках одного объединения системы дополнительного образования: как отвечает реалиям работы многих учреждений дополнительного образования, особенно в сельской местности, так и является на сегодняшний день наиболее перспективным с точки зрения соответствия программы дополнительного образования вызовам нынешнего времени.

    Методология практики:

    В рамках данной модульной общеобразовательной программы «Самоцветы России» производится дополнительное образование, составленное по принципу гибкого объединения в образовательном процессе нескольких основных модулей, каждый из которых имеет несколько направленностей, охватывая на занятиях следующие направления:

    – экологическое, прививающее детям нравственные основы взаимодействия человека и окружающей природы,

    – художественное, развивающее навыки изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества,

    – технического творчества и моделирования,

    – художественного слова, развивающее у детей способность ярко, красочно, эмоционально и в то же время доходчиво выражать свои мысли, впечатления от различных событий жизни, мнение по тематике обсуждений, навыки написания сценариев различных театральных постановок, театрализованных представлений, а также применения их при подготовке презентаций, творческих отчетов, бизнес-проектов, портфолио и т.д.

    – театральное, развивающее в детях как начальные актерские навыки и способности, так и умение общения с аудиторией

    – туристическое, развивающее в детях навыки безопасного практического взаимодействия с природой, ведения познавательной, научно-исследовательской, краеведческой деятельности, экскурсий и путешествий в природных условиях.

    Программа построена по модульному принципу, модули могут расширяться или сужаться по времени, перемещаться, модифицироваться, дополняться, комбинироваться в зависимости от погодных условий, степени освоения заданий обучаемыми, согласованности мероприятий с планами общеобразовательных школ, компетенций педагога и конкретных условий ее применения

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

    обучающиеся освоят навыки и получат практический опыт в проектной деятельности с освоением полного жизненного цикла проекта от разработки идеи до изготовления макета-прототипа и его публичной презентации, защиты; в направлении прикладного технического творчества и создания различных дизайнерских изделий с использованием природоохранных технологий, минимизирующих загрязнение окружающей среды (из бытовых отходов); в разработке дизайн-проектов с использованием как природных материалов, так и материалов, относящихся к категории бытовых отходов (упаковочные изделия – коробки, пластиковые бутылки, пакеты и т.д.), в направлении составления отчетов, презентационных материалов, портфолио, репортажей, газетных публикаций, публичных выступлений; в направлении освоения навыков технического творчества, моделирования и прототипирования; в направлении активного семейного или группового отдыха – организации и проведения мини-турниров по шашкам, шахматам (например – семейных, классных), экскурсий на природу, самодеятельных туристических походов, туристических соревнований по направлению пешеходного туризма.

    Продолжительность: 4 года

  6. Целевая аудитория: Дети младшего школьного возраста
  7. Ограничения по участию:

    ограничения по участию - некоторые виды ограниченных возможностей здоровья детей

  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение: многофункциональный учебный кабинет, иногда помещение актового зала или танцевального зала, а также природные условия

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: туристическое снаряжение направления пешеходного туризма; оборудование компьютерного класса и класса для технического творчества; комплекты для изучения основ электросхемотехники и робототехники

    Расходные материалы: необходимые для изобразительного творчества, начального технического творчества, обслуживания компьютерной техники, театрального творчества, изготовления стенгазет, для организации и проведения туристических мероприятий

    Учебно-методические материалы:методические разработки занятий

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    Модульная образовательная программа внеурочной деятельности
    «Самоцветы России»

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 15
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:

    проблемные зоны:

    - необходимость длительной подготовки педагогов, способных работать по таким программам (для приобретения необходимого уровня компетенций по всем направлениям программы)

    - необходимость объединения нескольких направленностей в единый образовательный процесс

  14. Личностные достижения педагога:

    – 3 Всероссийская конференция юных изобретателей и рационализаторов в Госдуме РФ, июнь 2016 г., победитель Всероссийского конкурса «Наставник года»

    -Всероссийский конкурс на лучшую организацию внеурочной деятельности ИРО РБ, сентябрь-октябрь 2016 г., 1 место в региональном этапе
    – Всероссийский конкурс педагогического мастерства педагогического портала им. Я.А. Коменского, ноябрь 2016 г. – 2 место
    – Всероссийский конкурс «Творческий учитель – 2016» изд. Дома «Основа», декабрь, 2016 г.- победитель
    – Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России», проведенный МАН «Интеллект будущего» и РАО по гранту Правительства РФ, январь 2017 г – 1 место в номинации «педагогическое эссе», 2 место в номинации «Методические разработки в области формирования надпрофессиональных компетенций»
    – Всероссийский педагогический конкурс «Мои инновации в образовании» общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», 2016 г. – 1 место
    – Всероссийский конкурс «Одаренный школьник» БГПУ, Минобр РБ, март 2017 г. – 1 место
    – Международный творческий конкурс «Девять муз» международного проекта «Наукоград», март 2017 г., 1 место, номинация «театральное творчество, актерское мастерство», как автору сценария и режиссеру-постановщику спектакля «Земля.22 век»
    – Международный творческий конкурс «Девять муз» международного проекта «Наукоград», март 2017 г., номинация «театральное творчество, актерское мастерство», как автору сценария и режиссеру-постановщику спектакля «Новый год в Цветочном Городе» – 2 место
    – Международный конкурс педагогов «Образовательный потенциал XXI века» МАН «Интеллект будущего» 01.07.2017 – 25.08.2017 в номинации «Тенденции образования XXI века», – 1 место

    и так далее...

  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 0
  16. Результативность реализации практики:

    Результаты участия детей в конкурсных мероприятиях за 2014-2015 уч. год

    Районный, городской уровень по направлениям: декоративно-прикладное, техническое творчество, 8 участников, из них 5 призеров, победителей

    Республиканский уровень по направлениям: изобразительное искусство, компьютерная графика, техническое творчество, научно-техническое, – 4 участника, из них 2 призера, победителя

    Всероссийский уровень по направлениям: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, экология, компьютерная графика, стенгазета, видео творчество, техническое творчество, – участники −18 + 1 коллективная работа, из них 17 призеров, победителей

    международный уровень по направлениям: изобразительное искусство, компьютерная графика, техническое творчество, 8 участников из них 8 призеров, победителей

  17. Об авторе практики, контактные данные автора: