http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/221-programma
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

Программа родительского клуба "Школа родительского мастерства"

  1. Направленность: Социально-педагогические
  2. Направление деятельности: Психология
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Программа предназначена для психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания с использованием формы работы - родительский клуб.
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики:создание условий для повышения социально-педагогической и психологической компетентности родителей учащихся образовательных организаций

    Задачи практики:

    - расширение и систематизация знаний родителей в вопросах особенностей развития организма и формирования личности учащихся разного возраста;
    - актуализация установок на духовно-нравственное воспитание, необходимости формирования семейных традиций;
    - превенция и профилактика девиантного поведения детей;
    - формирование установок на активный поиск способов преодоления трудностей воспитания;
    - формирование рефлексии на собственную систему воспитания в семье;
    - снижение тревожности у родителей за счет повышения уровня информированности в вопросах воспитания.

    Краткое обоснование актуальности практики:актуальность обусловлена возможностями для заинтересованных родителей обсудить в системе с квалифицированными педагогами и психологами независимой сторонней организации в комфортной обстановке волнующие их проблемы, а также выслушать точки зрения других родителей, обогатив свой родительский опыт.

    Методология практики:Программа предназначена для родителей детей школьного возраста, может быть использована специалистами образовательных организаций основного и дополнительного образования. Реализуется в течение трех лет. Программа является модульной, родители могут пользоваться правом выбора для себя отдельных модулей и тем. По истечении данного срока тематика клуба начинается вновь с I модуля.Формы организации занятий в родительском клубе: беседы, практикумы, тренинговые упражнения, решение педагогических ситуаций, обсуждение и распространение опыта участников, просмотры и обсуждение видеороликов, анкетирование, работа в парах, работа в группах и другие.

    Предпочтительное количество участников не более 20 человек. Группа открытая, то есть имеется возможность желающим родителям подключиться к деятельности клуба в любое время. Информация о заседаниях родительского клуба и план работы на год размещается на сайте учреждения дополнительного образования и образовательной организации, а также социальный педагог школы организует оповещение через классных руководителей. Приглашаются родители не только учащихся данной школы, но и все желающие.

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

    - Сформированность знаний родителей о росте и развитии своих детей, способах выхода из трудных ситуаций в воспитании; повышение уровня информированности о мерах превенции и профилактики девиантного поведения детей; осознание своей дидактической системы. Оценка методом анкетирования по темам и по анкете обратной связи (изменение отношения отслеживается по намерению применять знания), «Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин;
    - снижение тревожности у родителей выявляется опросником «Анализ семейной тревоги» Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис.

    Продолжительность:программа реализуется в течение трех лет, десять заседаний в учебном году, занятия проходят один раз в месяц продолжительностью один час.

  6. Целевая аудитория: Взрослые
  7. Ограничения по участию:

    Родители учащихся школьного возраста

  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение: классная комната или кабинет с вместимостью не менее 20 человек

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: мультимедиа техника

    Расходные материалы:определяются содержанием занятия

    Учебно-методические материалы:определяются содержанием занятия

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    Приказ департамента образования администрации Владимирской области от 28.01.2016 № 48 «Об утверждении региональной программы формирования и развития партнерских отношений образовательной организации и семьи на 2016-2020 г.г.»

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 0
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:

    Проведение диагностических мероприятий (есть случаи отказа). Поэтому  обязательно нужна мотивационная беседа перед анкетированием.

  14. Личностные достижения педагога:

    Составитель программы - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж педагогической работы 25 лет.

    Лауреат конкурса научно-методических программ и проектов "Учись на здоровье - 2008" ИД "Первое сентября" газета "Здоровье детей" в номинации "Прикладной урок" занятие "Хочу быть здоровым".

    Лауреат областного конкурса научно-методических разработок, программ и проектов "Новые технологии для новой школы" в номинации "Инновационные формы работы педагога-психолога в рамках профессиональной деятельности по сопровождению ФГОС" 2013г. программа для учащихся "Будь здоров!"

    Программа "Школа родительского мастерства" является победителем регионального конкурса авторских программ повышения психолого- педагогической компетентности современного родителя в номинации "Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания" в 2018 году.

  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 5
  16. Результативность реализации практики:

    - Периодическое анкетирование по анкете обратной связи показало, что новой, посчитали полученную информацию 93% респондентов, полезной – 100%, собираются использовать - 100%.

    - Итоговая диагностика показала следующие результаты:
    принятие – отвержение – 83% показали более высокую степень принятия своего ребенка; образ социальной желательности – 75% показали снижение этого показателя, больше стали доверять своим детям; симбиоз авторитарная гиперсоциализация – 25% остались склонны к авторитарным методам воздействия, у остальных этот показатель снизился; «маленький неудачник» - 8% родителей склонны считать своего ребенка более инфантильным, чем он есть. Улучшение показателей наблюдается по всем шкалам, что свидетельствует об эффективности программы.

    - По методике «Анализ семейной тревоги» Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис вводная диагностика показала низкий уровень семейной тревоги у всех респондентов. На втором году работы клуба у двух новых членов клуба выявились высокие показатели по шкале тревожности. За год посещения занятий у одного родителя этот показатель снизился, а у второго остался на прежнем уровне. Ему рекомендовано обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, так как это может быть связано с его личностными качествами.

  17. Об авторе практики, контактные данные автора: