http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/212-istoriches
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

Историческое краеведение

  1. Направленность: Туристско-краеведческие
  2. Направление деятельности: Туризм и краеведение
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Всестороннее развитие личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
  5. Содержание/описание практики:

    Держатель практики: Иванова Вера Викторовна, педагог дополнительного образования МБУДО «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области», vvivanova1972@yandex.ru

    Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

    Данная цель реализуется в следующих задачах:

    образовательные:

    – формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;

    – формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,

    – формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,

    – формирование элементов творческой деятельности.

    развивающие:

    – развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

    – формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

    – развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

    – развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;

    – развитие образного и логического мышления.

    воспитательные:

    – осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нем;

    – формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

    – воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

    Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося ее с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

    При обучении по данной программе используются следующие методы:

    – объяснительно-иллюстративный;

    – репродуктивный;

    – частично-поисковый;

    – проектный;

    – исследовательский.

    Планируемые результаты

    – Личностные результаты:

    – формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

    – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    – Метапредметные результаты:

    – освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

    – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    – определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    – излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    – Предметные результаты:

    – понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    – осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе;

    – достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

    – использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

    – умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

    – умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города.

    Данная программа предназначена к реализации для учащихся в возрасте 10-15 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал. Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Историческое краеведение» составляет один год. Основной учебно-тематический план составлен на 144 академических час в год. Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) до 4 часов в неделю: 2 раза по 2 часа, продолжительность занятий до 45 минут. Экскурсии, как правило, проводятся в выходные дни в соответствии с календарно-тематическим планированием.

  6. Целевая аудитория: Среднего школьного возраста
  7. Ограничения по участию:
  8. Материально-техническое оснащение:
  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:
  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 12
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:
  14. Личностные достижения педагога:
  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 7
  16. Результативность реализации практики:
  17. Об авторе практики, контактные данные автора: