http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/184-sotsialno
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

Социально-педагогический проект "Любите, дети, отчий дом! "

  1. Направленность: Социально-педагогические
  2. Направление деятельности: Социальная адаптация
  3. Форма проведения: Очно-заочная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Реализация проекта направлена на формирование традиционных семейных ценностей через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики: Организация разноуровневого взаимодействия Дома детского творчества, семьи и других социальных институтов города и на этой основе формирование условий для личностного роста и развития ребенка, возрождение лучших традиций семейного воспитания.

    Задачи практики:

    – повышение роли воспитательной функции семьи в формировании духовно-нравственных качеств личности;

    – оказание помощи в семье в пропаганде здорового образа жизни;

    – пропаганда успешного опыта семейного воспитания

    -объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

    – обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха;

    – освоение педагогами и родителями программ и методик изучения учащимися истории своей семьи и составления родословной;

    – выявление и использование в практической деятельности лучшего опыта семейного воспитания.

    Краткое обоснование актуальности практики:

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. В ней закладываются основы личности ребенка. Однако, сегодня институт семьи и брака переживает не лучшие времена. Растет число разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка. Увеличивается количество детей рожденных вне брака. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Причины кризиса семьи вызваны устремленностью современного общества к внешним атрибутам цивилизованности и отступлением от духовно-нравственных истоков отечественной культуры и проявляются в:

    – ослабление духовных ценностей семьи (к духовным ценностям относятся мировоззренческие устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, эстетика быта, воспитательный потенциал семьи);

    – разрушение традиционной семьи с ее многодетностью, супружеской и родительской верностью, отношениями, основанными на любви и браке;

    – замене традиционной семьи новыми альтернативными формами, характеризующиеся малодетностью или бездетностью, немоногамными моделями брака и семьи;

    -осознание родительства как препятствия для самореализации личности;

    – разрушение традиционных внутрисемейных связей, что приводит к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми;

    – ослабление чувства семейного долга у членов семьи, сопровождающимся отчуждением родных людей друг от друга.

    В рамках решения обозначенных проблем нами и был разработан проект, который, мы надеемся, поможет создать условия для расширения партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности, для совершенствования межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей путем организации совместных мероприятий, нацеленных на участие всех членов семьи.

    Методология практики:

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

    – Возрождение традиций и ценностей семьи. Укрепление родственных связей, повышение интереса к истории своей семьи.

    – Приобщение родителей к совместной творческой деятельности с детьми (участие в конкурсах декоративно-прикладного и художественного творчества, в фестивалях и концертах в рамках проекта), приобщение к здоровому образу жизни.

    – Повышение уровня духовно-нравственной культуры обучающихся и членов их семей

    -Создание условий для духовно-нравственного становления и развития ребенка через систему взаимодействия семьи и других социальных институтов города

    -Трансляция культуры от старшего поколения к младшему, передача от старших к младшим навыков и умений в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, трудовой, художественно-творческой, игровой, свободного общения.

    – Повышение уровня подготовки родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

    – Освоение родителями концептуальных подходов к воспитанию детей на основе ценностей отечественной культурной традиции.

    – Формирование у родителей опыта общения с детьми в семейно-бытовой и досуговой деятельности.

    – Сокращение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям в детской среде.

    – Динамика роста уровня заинтересованности и активности родителей в жизнедеятельности образовательного учреждения.

    Продолжительность: 1 учебный год

  6. Целевая аудитория: Дошкольники,Дети младшего школьного возраста,Среднего школьного возраста,Старшего школьного возраста,Взрослые
  7. Ограничения по участию:

    нет

  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение:

    Материально-техническая база МБУДО «Дом детского творчества», учреждений дополнительного образования спортивной направленности, общеобразовательные учреждения, учреждения дошкольного образования, Православная церковь города Котовска, ЗАГС, МБУК «Музейный историко-просветительский комплекс города Котовска».

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

    Расходные материалы:

    Учебно-методические материалы:

    Авторские методические материалы, сценарии.

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«4

    -Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

    -Концепция развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;

    -Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;

    – Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы;

    -Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2015-2020 годы;

    – Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 1638
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:
  14. Личностные достижения педагога:

    Авторы проекта:
    Клюкина Нина Анатольевна, заведующая Центром духовно-нравственного воспитания МБУДО «Дом детского творчества»,

    Марченко Раиля Анверовна, заместитель директора МБУДО «Дом детского творчества»

    Клюкина Нина Анатольевна

    Почетная грамота управления образования и науки Тамбовской области (2016 год).

    III место (2016 год) в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

    Марченко Раиля Анверовна

    Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации ( 2013 год)

    III место (2016 год) в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 5
  16. Результативность реализации практики:

    Результаты реализации проекта были представлены на областном конкурсе «За нравственный подвиг учителя», где приказом № 1674 от 03.06.2016г. управления образования и науки администрации тамбовской области проект занял третье место.

    Опыт работы по реализации проекта был представлен на IV городских Педагогические чтениях «Современное образовательное пространство – условие достижения стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования» в 2017 году и на зональном семинаре «Педагогическое проектирование в системе дополнительного образования» в 2017 году.

    В рамках проекта было проведено 58 мероприятий, в которых приняли участие 1638 человек.

    По итогам анкетирования, проводимого в конце совместных мероприятий для детей и родителей, выяснилось, что 94% опрошенных высоко оценивают мероприятия и хотят участвовать в них в дальнейшем.

    В ходе реализации проекта выявились эффективные модели социального партнерства, было создано единое творческое пространство, которое способствовало эффективному сотрудничеству всех участников проекта, и содействовало разностороннему развитию самореализации детей и родителей.

    Продуктом проекта явилось создание Семейного архива, в состав которого вошли подготовленные участниками семейное древо,

    Выставка, организованная в ходе проведения проекта, имела большой отклик у жителей нашего города.

    Презентации о семейных реликвиях, о родословной, о знаменитых семьях позволили убедиться в том, что в нашем городе живут люди с удивительным прошлым.

  17. Об авторе практики, контактные данные автора: