http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/183-klub
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

"Клуб "Юный географ"

  1. Направленность: Естественно-научные
  2. Направление деятельности: Экология
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Программа ориентирована на работу с детьми, проявляющими способности в естественнонаучной направленности.
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики:

    реализация потенциала детей, проявляющих способности в естественнонаучной направленности, через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность.

    Задачи практики:

          Задачи:

    обучающие:

    - предоставление учащимся дополнительных возможностей  для углубленного изучения географии, подготовки к предметным олимпиадам различного уровня, интеллектуальным играм, дистанционным проектам, конкурсам;

    - формирование информационной грамотности современного школьника;

    -   формирование умений выражать свое мнение по той или иной проблеме;

    - формирование умений выполнять творческие задания различного характера; 

    -   развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.

    -  создание  благоприятной  интеллектуальной  атмосферы для достижения максимальной самореализации творчества детей.

    развивающие:

     - развитие творческого потенциала учащихся в проектно-    исследовательской  деятельности;

     -   создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика;

    -  формирование умений применять  естественнонаучные  знания на практике, шире использовать краеведческий материал;

    -   развитие  внимания, мышления, воображения, мотивации к дальнейшему изучению естественнонаучных дисциплин и личностный рост одаренных детей;

    -  развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников средствами информационных технологий;

    -  развитие межпредметных связей, побуждающих учащихся к выбору дальнейшего профиля обучения.

    воспитывающие:

     -  создание положительной мотивации, познавательной активности и   потребности в практическом применение географических  знаний;

     - воспитание ценностного отношения к творческой, проектно-исследовательской деятельности, а также к ее продуктам;

     -    формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных для одаренной личности.

    Краткое обоснование актуальности практики:

    Необходимость создания целостной  системы работы с талантливыми учащимися становится все более очевидной и актуальной, так как в основу развития системы образования России положен принцип приоритета личности. Развитие и социализация одаренных детей – это одна из основных задач  системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Выявление и развитие талантливых детей важно и  для Тамбовской области, так как сегодня – это динамично развивающийся регион с высоким научным и образовательным потенциалом, развитым агропромышленном, транспортным и строительным комплексом.Чтобы добиться высоких темпов экономического и социального роста, превратить область в конкурентоспособный, инновационно – активный регион, нужны молодые, талантливые, инициативные кадры и специалисты в интенсивно развивающихся областях. Основная цель работы с одаренными детьми - это содействие их «превращению» в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития страны и региона. 

    Методология практики:

          Ключевым пунктом программы является учет индивидуальных способностей и доступность обучения, организация разноуровневой образовательной среды и  включает следующие  направления:

    на микроуровне – индивидуальные образовательные маршруты, которые определяются образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования;

    на мезоуровне – организация работы по станциям, что  дает  возможность выбирать обучающимися деятельность по интересам, с учетом психологических свойств и качеств, актуальных для одаренной личности:  

    - познавательная станция, где учащиеся предлагают предметные идеи, участвуют в олимпиадном движении; проведение и разработка игр в различных сервисах;

    - проектно – исследовательская станция: школьники работают над реализацией разнообразных проектов: индивидуальных, групповых, сетевых;

    -  экологическая станция, деятельность которой  связана  с летним экологическим лагерем, где  проводятся  мониторинговые исследования.

    на макроуровне – активное использование  интерактивных технологий в сети ИНТЕРНЕТ: участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, сетевых проектах,  использование сервисов веб 2.0 и возможность освещать деятельность на сайте   клуба http://klubgeo.jimdo.com/.

    На занятиях используются следующие  методы и приемы обучения:

    - объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, обзор и анализ литературы);

    - репродуктивный (деловые и ролевые игры, дискуссия);

    -  эвристический (мозговой штурм,  исследования, проекты, метод самооценки);

    - проблемно – поисковый (анализ, синтез, наблюдение, обобщение – конкретизация);

    - практический (выполнение практических заданий),

    - критический (анализ, рефлексия).

          Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные (индивидуальные консультации по темам,  проектам, беседа), групповые (групповая дискуссия, обсуждение, ролевые и деловые игры), практические (исследования на местности, экскурсии, флешмоб).

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

    Высокая мотивация к изучению географии, расширение идей  из  области естественнонаучных дисциплин  и   включение учащихся в научно-исследовательскую   работу на основе мониторинговых исследований в  природе и   интернет - технологий, которые реализуются  через инновационные формы и совместную деятельность  в дистанционном режиме. Подобный подход позволит существенно расширить организационно-педагогические условия, мотивировать самостоятельность и творческую активность учащихся: участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах, сетевых проектах. Большое внимание уделяется накоплению и систематизации знаний, решению экологических проблем разных уровней и применению полученных знаний в реальной жизни.

    Продолжительность: 1 год обучения

  6. Целевая аудитория: Старшего школьного возраста
  7. Ограничения по участию:

    Прием  в детское объединение осуществляется в соответствии с правилами приѐма обучающихся в учреждение на добровольной основе, на праве свободного выбора образовательной области,  на интересе и потребности детей и их родителей.

  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение: занятия проводятся в кабинете и летнем экологическом лагере (мониторинговые исследования).

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: оборудование кабинета географии, биологии, химии и информатики.

    Расходные материалы: канцелярские товары.

    Учебно-методические материалы:

    - примерные программы основного и общего образования по географии;

    - цифровые образовательные ресурсы;

    - сайты информационной поддержки выполнения исследовательских проектов, сайты для поиска географии;

    - дидактические материалы;

    - методика работы с сервисами Веб 2.0.

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    1)    Закон РФ «Об образовании» (№273 – ФЗ от 29.12.2012г.)

    2)    Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Правительством РФ от 04.09.2014 г. № 1726)

    3)    Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов (утверждённая Президентом России 3 апреля 2012 года)

    4)    Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы (утв.Указом Президента РФ от 1 июня 2012г. №761)

    5)    Концепция развития региональной системы работы с одарёнными детьми в Тамбовской области (распоряжение администрации Тамбовской области №336-р от 28.07.2015)

    6)    Рабочая концепция одарённости (под редакцией Богоявленской)

    7)    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008)

    8)    Программа МБОУ «Пичаевская СОШ» «Путь к успеху»

    9)    Положение о муниципальном ресурсном центре по работе с одаренными детьми МБОУ «Пичаевская СОШ»

    10)  Положение о НОУ «Юный исследователь» МБОУ «Пичаевская СОШ»  

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 15
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:
  14. Личностные достижения педагога:

    Участие в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня.

  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 0
  16. Результативность реализации практики:
  17. Об авторе практики, контактные данные автора: