http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/179-orkestrova
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

Оркестровая студия

  1. Направленность: Художественные
  2. Направление деятельности: Музыка
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Коллектив учащихся, обучающихся игре на народных инструментах, объединенные в различные оркестры, ансамбли.
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики: развитие общих и специальных способностей обучающихся через различные формы коллективного музицирования.

    Задачи практики:

    1. Построение педагогического пространства с использованием музыкальных средств для становления компетенций обучающихся:

    – проявление и реализация творческих способностей детей;

    – расширение эмоционально-чувственного восприятия и появление эмоциональной отзывчивости в процессе приобщения к музыкальной деятельности;

    – развитие исполнительских навыков музицирования в различных творческих коллективах (игра на инструменте, чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху и т.д.);

    – развитие общих способностей (логического, образного и абстрактного мышления);

    – развитие специальных способностей (чувство метра, ритма, музыкального гармонического и мелодического слуха, художественного вкуса).

    2. Создание педагогических условий для становления ключевых компетенций при реализации программы:

    – подбор педагогического коллектива единомышленников, заинтересованных в продолжение русской народной инструментальной музыки;

    – познание основных законов музыки в предметно – практической деятельности, через проживание и прочувствование музыкальных образов;

    – через ритмику к музыкальной теории и исполнительской практике;

    – создание многообразия коллективных форм творческой деятельности;

    – при–своение детьми духовного наследия проживающих народов через теоретический и практический курс занятий.

    3. Выбор педагогических средств для становления ключевых компетенций:

    – различные предметы (мяч, гимнастические палки, мягкие игрушки);

    – многообразие музыкальных инструментов от ударно-шумовых до русских народных инструментов (домра, балалайка, баян, аккордеон);

    – музыкальный материал доступный детскому восприятия, построенный на классической, народной, эстрадной и детской музыке в исполнении концертмейстера;

    – современные технологии: фотоаппарат, видеокамера, для дальнейшего самоанализа, рефлексии и т.п.

    Краткое обоснование актуальности практики: Актуальность данной программы определяется с одной стороны, потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры (сейчас как никогда остро ощущается потребность в возрождении культурных традиций народной инструментальной культуры), а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в которой зафиксировано положение о том, что «...школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

    Методология практики:

    . Методологическую основу программы должен составлять компетентностный подход как совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

    2. Музыкальное образование должно руководствоваться лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы быть лучшим в любой профессии». Так как «....Музыка – лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые зна­ния; она учит мыслить – мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью – эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов» [16].

    3. Основным видом деятельности по программе предполагаются разнообразные формы коллективного музицирования:

    – в период младшего школьного возраста – в форме учебной деятельности, в основу которого положено музыкальная ритмика;

    – в подростковый период – в различных формах коллективного музицирования, таких как ансамбли различные по составу, оркестр русских народных инструментов, хор.

    Тем самым перейти от вида деятельности музицирования – как форма общения, к высшей форме музыкального исполнительства – исполнительской интерпретации, формируя у обучающихся ключевых компетенций взрослеющей личности.

     

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.): Предметная компетентность: сформированные музыкальные способности, музыкальная информированность, развитые творческие потребности;

    Метапредметная компетенция – сформированное внимание, высокое интеллектуальное развитие, познавательная активность, дисциплинированность, ответственность;

    Личностная компетенция – самореализация, высокая самооценка, высокий уровень мотивационной сферы,; высокий уровень развития коммуникативных компетенций.

    Продолжительность: Обучение проводится в течение 2-х или 7-ми лет, на усмотрение учащихся и родителей. 

  6. Целевая аудитория: Дети младшего школьного возраста,Среднего школьного возраста,Старшего школьного возраста
  7. Ограничения по участию:

    Без ОВЗ

  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение: большой кабинет, предназначенный для проведения оркестра и хора, два маленьких кабинета для индивидуальных и мелкогрупповых занятий, кабинет для проведения сольфеджио и музыкальной литературы и партами.

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: стулья разновозрастные, русские народные музыкальные инструменты (баян, аккордеон, домра, балалайка) для детей разного возраста, пульты, ударные и шумовые инструменты; различные предметы (мяч, гимнастические палки, мягкие игрушки) для занятий по музыкальной ритмике.

    современные технологии: компьютер, монитор, фотоаппарат и видеокамера, для дальнейшего просмотра и самоанализа, рефлексии и т.п.

    Расходные материалы: нотные тетради,

    Учебно-методические материалы: нотный музыкальный материал доступный детскому восприятия, построенный на классической, народной, эстрадной и детской музыке в исполнении концертмейстера;

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    «Класс оркестра русских народных инструментов или Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коллективное музицирование» и к ней следующие подпрограммы:

    1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная ритмика»

    2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Класс оркестр русских народных инструментов или баянов и аккордеонов»

    3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инструментальное исполнительство (баян и аккордеон»

    4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль (клавишные народные инструменты)

    5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сольфеджио»

    6.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная литература»

    7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хор"

     

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 50
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:

    Интерес у обучающихся волновой, так как приходится преодолевать противопоставление айти технологиям и регулярным занятиям на музыкальном инструменте. 

    Этап обучения очень длительный, поэтому постоянно необходимо привлекать родителей в учебный процесс, заинтересовывая не только детей, но и их родителей.

    Необходимо наличие дома музыкального инструмента (по росту и возрасту ребенка) - инструменты подчас очень дорогие и не каждый родитель может себе это позволить. Поэтому иногда инструменты переходят от одного ребенка у другому внутри класса, используя ресурс еще советских эпох. 

  14. Личностные достижения педагога:

    "Первый Всероссийский конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования» – 2012 г. – «Методические рекомендации» и «Программы по музыкальной ритмике, оркестру русских народных инструментов»- Диплом Победителя.

    Межрегиональный конкурс «Педагогика исследований – 2017» – 2017 г. – в номинации «Мониторинг и оценка образовательных результатов обучающихся в сфере дополнительного образования», где представили свое исследование «Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством коллективного музицирования», за что были удостоены 1-го места. Темой исследования стал сравнительно-сопоставительный анализ изучаемых предметных, метапредметных, личностных компетенций в экспериментальной группе до и после реализации программы по «Музыкальной ритмике», которая является первым этапом программы «Коллективное музицирование» – Диплом 1 степени;

    Республиканский конкурс преподавателей «Призвание» в номинации «Обобщение собственного педагогического опыта работы» – 2013 г. -Диплом Лауреата II степени;

    Городской инновационный конкурс «Столичный учитель», проводимый Управлением образования Администрацией г. Ижевска – 2017 г. – номинация «Педагогическая семья столицы» – Сертификат

    Девятые Курдюмовские чтения: Международная междисциплинарная научная конференция «Синергетика в общественных науках» с элементами научной школы для молодежи« – 2013 г. – доклад «Коллективное музицирование как форма социальной адаптации детей»;

    Республиканский конкурс «Призвание» – 2012 г. – Исполнение сольной программы – Диплом Гран-при (Педагог: Цвиркун Ян Станиславович)

    Республиканский конкурс методических материалов «Педагогическая мастерская» – методические рекомендации – 2017 г. – сертификат

    Городской конкурс методических материалов для педагогических работников образовательных организаций города Ижевска «Современные идеи образования высокомотивированных, талантливых и одаренных детей: приоритетные направления и инструменты развития» – статья «Учиться музыке, чтобы быть лучшим в профессии» (Диплом 1 степени), а также «Методические рекомендации» по реализации проекта «Проект-концерт: Два стиля, две эпохи» – Диплом 1 степени

    Республиканский конкурс «Поощрение лучших учителей» в 2015 году – Победитель (Цвиркун Екатерина Валерьевна)

    III Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший специалист сферы образования», номинация «Портфолио» – 2018 г. – Победитель I степени;

    II Международная научно-практическая конференция «Современная педагогика: от теории к практике» – 2018 г. – научно-методическая работа "Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством коллективного музицирования"

  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 9
  16. Результативность реализации практики:

    Международный конкурс -фестиваль «На крыльях таланта» в г. Ижевск – оркестр баянов и аккордеонов «Озорные клавиши» – 2017 г. – Диплом Лауреата II степени;

    Международный конкурс-форум искусств «Петербургская весна» в г. Санкт-Петербург – 2018 г. – Диплом Лауреата II степени

    Международный конкурс -фестиваль «На крыльях таланта» в г. Ижевск – оркестр русских народных инструментов «Звонкие струны» – 2010 г. – Диплом Лауреата II степени

    Международный детский и юношеский конкурс-фестиваль «На крыльях таланта» (ансамбль «Музыкальный калейдоскоп») – 2013 г. – Диплом Лауреата II степени.

    Международный конкурс молодых исполнителей на баяне и аккордеоне"Феерия аккордеона" в г.Казань – ансамбль «Озорные клавиши» – 2015 г. – Диплом III степени

    Международный конкурс молодых исполнителей на баяне и аккордеоне"Феерия аккордеона" в г.Казань – ансамбль «Каприс» – 2017 г. – Диплом Лауреата III степени

    Всероссийский фестиваль – конкурс «Зарни пилем» («Голубое небо») – старший оркестр русских народных инструментов «Звонкие струны» – 2009 г. – Диплом I cтепени

    Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах «Родники Удмуртии» – (Ансамбль «Озорные клавиши») – 2015 г. – Диплом I cтепени

    Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах «Родники Удмуртии» – (Ансамбль «Каприс») – 2015 г. – Диплом Лауреата I степени

    Республиканский конкурс ансамблевого исполнительства «Играем вместе» (ансамбль «Звонкие струны») – 2016 г. – Диплом Лауреата I степени

    Городской фестиваль-конкурс «Музыкальная весна −2017 г. » - Диплом Лауреата

    И это лишь малая часть пересчисленных конкурсов.

  17. Об авторе практики, контактные данные автора: