http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/178-dopolnitel
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

Дополнительная общеразвивающая программа "Исследователи природы"

  1. Направленность: Естественно-научные
  2. Направление деятельности: Экология
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Программа "Исследователи природы" ставит своей целью повышение мотивации к изучению природы через исследовательскую деятельность.
  5. Содержание/описание практики:

    Цель практики: повышение мотивации к изучению природы через исследовательскую деятельность.

    Задачи практики:

    • освоение методов исследования объектов живой и неживой природы;
    • углубление и расширение знаний в области экологии и биологии;
    • развитие познавательного интереса, способности к творчеству и анализу, самостоятельности, организованности, критического мышления;
    • формирование целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы;
    • воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе.

    Краткое обоснование актуальности практики:

    Исследовательская деятельность обладает большим развивающим потенциалом, так как является интегрированной логичной деятельностью, создающей условия для самостоятельности учащихся. Ядром исследовательской деятельности являются методики исследований, работа с литературными источниками, сопоставление фактов, аналитическая работа. Исследовательская деятельность, которая лежит в основе образовательной программы «Исследователи природы», является не самоцелью, а, прежде всего, средством, которое способно обеспечить высокую степень самостоятельности, ответственности обучающихся, познавательной активности обучающихся.

    Методология практики:

    Формы и методы, которые будут использованы при реализации программы «Исследователи природы», основаны на деятельностной парадигме, обеспечивают самостоятельную и совместную деятельность, являются эффективными в области усвоения новых знаний.Большинство занятий будут проведены в форме экскурсий, практических и лабораторных работ.

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

    • высокая мотивация к изучению биологии и экологии;
    • готовность к социально-значимой деятельности;
    • знание биологических и экологических терминов;
    • способность к поисковой деятельности в изучении естественнонаучной информации;
    • способность к сотрудничеству;
    • способность к творческому решению задачи, поиску нестандартных решений.
    • способность нести ответственность;
    • умение получать необходимую информацию и структурировать ее;
    • умение высказывать собственное мнение;
    • умение делать выводы на основе полученных данных;
    • умение использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
    • умение критически оценивать продукты своей деятельности;
    • умение организовывать свою работу;
    • умение презентовать проделанную работу;
    • умение проводить наблюдения в природе;
    • эмоционально-ценностное отношение к природе.

    Продолжительность: 2 года обучения

  6. Целевая аудитория: Среднего школьного возраста
  7. Ограничения по участию:

    Ограничений по участию нет

  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение: кабинет, оборудованный персональным компьютером.

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: лупы, микроскопы, бинокуляры, бинокли, лабораторная посуда, географические карты, коллекции гнезд, минералов, шишек и семян, чучела птиц и зверей, муляжи грибов, гербарные образцы и др.

    Расходные материалы: канцелярские товары

    Учебно-методические материалы:

    • конспекты занятий;
    • дидактические материалы;
    • инструктивные карточки;
    • опорные конспекты;
    • презентационные и наглядные материалы.
  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    Приказ АОУДОД УР «РЭБЦ» № 70од от 02.09.2013г.

    Приказ АОУДО УР «РЭБЦ» № 141од от 01.09.2017г.

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 15
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:

    Отсутствуют

  14. Личностные достижения педагога:

    Участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования детей "Сердце отдаю детям" (2015г.)

    Победа в конкурсе "Поощрение лучших педагогических работников Удмуртской Республики " (2015г.)

    Успешное участие в конкурсах методических материалов Республиканского и Всероссийского уровней, в том числе Всероссийском конкурсе программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованияю детей, Республиканском конкурсе методических материалов "Педагогическая мастерская", Республиканском заочном конкурсе методических материалов по организации дополнительного эколого-биологического образования детей.

  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 5
  16. Результативность реализации практики:

    Высокая мотивация к исследовательской деятелности, успешное выполнение исследовательских и проектных работ, результативность участия в следующих конкурсных мероприятиях:

    • Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды
    • Республиканский конкурс "Юннат"
    • Республиканский конкурс "Подрост"
    • Республиканский конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос"
    • Республиканский конкурс "Экологические чтения "Земля, на которойя счастлив"
    • Поволжская научная конференция школьников им. А.М. Терентьева
  17. Об авторе практики, контактные данные автора: