http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/177-dopolnitel
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

Дополнительная общеразвивающая программа "Ландшафтный дизайн"

  1. Направленность: Естественно-научные
  2. Направление деятельности: Биология
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Приобретение обучающимися знаний, умений и практических навыков в области ландшафтного дизайна
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики:приобретение детьми знаний, умений и практических навыков в области ландшафтного дизайна.

    Задачи практики:

    · формирование умений и навыков работы с декоративными растениями;

    · обучение практическим приемам проектирования ландшафта;

    · развитие способностей к художественно-эстетическому творчеству;

    · развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;

    · формирование устойчивого интереса к профессии ландшафтного дизайнера, осуществление профессиональных проб.

    Краткое обоснование актуальности практики:

    Программа «Ландшафтный дизайн» отличается новизной, так как широко раскрывает понятие дизайна, а не только процесс озеленения. Безусловно, в рамках программы изучаются аспекты дендрологии, базовый ассортимент растений, уход и посадка. Но акцентируется внимание на изучение технологии создания объектов ландшафтного дизайна.

    Ландшафтный дизайн в настоящее время актуален, является привлекательной профессией для выпускников, т.к. профессия «дизайнер» направлена на создание комфортной и эстетично оформленной среды обитания человека. Программа «Ландшафтный дизайн» направлена на изучение основных закономерностей дизайна, технологии создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка или парка.

    Ландшафтный дизайн является одним из направлений деятельности человека, создающего красоту и гармонию. Этим и обусловлена актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Ландшафтный дизайн». Высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» и сегодня продолжает оставаться актуальным.

    Методология практики:

    Для выполнения программы используются разнообразные формы и методы обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся и специфики изучаемого материала – предусмотрено проведение практических занятий (посев, пикировка рассады) в производственных условиях – в теплице и на учебно–опытном участке.

    При реализации данной программы будут использоваться словесные (лекция, дискуссия, беседа), наглядные, практические методы, экскурсии, презентации, защита творческих проектов с применением творческих индивидуальных, групповых и комбинированных форм организации занятий.

    Методы контроля и самоконтроля знаний: индивидуальный и фронтальный опрос, тестовые задания, зачеты, практические работы, творческие проекты, выставки.

    Показателями результативности являются:

    · Освоение специальной терминологии

    · Овладение приемами проектирования ландшафта

    · Навыки практической деятельности

    · Развитие познавательной и творческой активности

    · Формирование интереса к профессии

    Подведение итогов и анализ деятельности обучающихся проводится через: выставки, учебно-практические конференции, показывающие приобретенные знания и умения, а так же защиту творческих проектов.

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

    Обучающиеся знают:

    · Роль и значение декоративно- цветочных растений в ландшафтном дизайне;

    · Историю развития озеленения;

    · Классификацию декоративно-цветочных культур используемых в озеленении;

    · Классификацию древесно-кустарниковых пород;

    · Основные понятия: дизайн, композиция, ландшафт, клумба, рабатка, бордюр, миксбордер, партерный цветник, арабеска, моно-сады и контейнерные растения;

    · Классификацию вьющихся растений;

    · Приемы и средства построения композиции;

    · Основные приемы озеленения;

    · Правила освоения и благоустройства участка;

    · Особенности выращивания живой изгороди;

    · Устройство и содержание газонов;

    · Использование каменистой горки в ландшафтном дизайне;

    · Использование водоема в ландшафтном дизайне;

    · Назначение и классификацию зеленых насаждени;

    · Малые архитектурные формы в озеленении;

    · Правила размещения и выращивания различных растений на участке;

    · Алгоритм создания ландшафта с учетом закономерностей дизайна;

    Обучающиеся умеют:

    · Подбирать цветочно-декоративные культуры и древесно-кустарниковые пароды используемые в озеленении;

    · Проектировать клумбы, рабатки, бордюры, миксбордеры, арабески, моно-сады, партерные цветники и контейнерные растения;

    · Использовать вьющиеся растения в проектировании;

    · Разрабатывать регулярный, ландшафтный и смешанный приемы озеленения;

    · Планировать участок «Сад моей мечты»;

    · Оформлять различные виды ландшафта с учетом закономерностей дизайна;

    · Проектировать живую изгородь, газон, каменистую горку, водоемы;

    · Проектировать зеленые насаждения (общего, ограниченного, специального пользования);

    · Проектировать малые архитектурные формы;

    · Проектировать цветники для УОУ РЭБЦ;

    · Выращивать рассаду для озеленения;

    · Использовать различные источники информации;

    · Общаться со сверстниками и взрослыми;

    · Использовать теоретические знания и умения на практике;

    · Работать в коллективе и нести личную ответственность за выполнение общего задания;

    · Презентовать свой образовательный продукт;

    · Участвовать в социально-значимой и творческой деятельности;

    · Планировать и выполнять задания по алгоритму и творчески решать поставленную задачу;

    · Выстраивать межпредметные связи;

    · Проявлять интерес (мотивация) к дальнейшему изучению ландшафтного дизайна;

    · Удовлетворение своей деятельностью в объединении, самореализация;

    · Повышение творческой активности, проявление инициативы и любознательности.

    Продолжительность:Программа «Ландшафтный дизайн» рассчитана 2 учебных года по 144 часа в год для детей в возрасте 13-17 лет. Данная программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования в форме кружка, набор в кружок осуществляется на добровольной основе, занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю.

  6. Целевая аудитория: Старшего школьного возраста
  7. Ограничения по участию:

    ограничений нет

  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение: Занятия проводятся в учебном кабинете

    Оборудование: непосредственно задействованное в процессе

    Расходные материалы: Учебно-методические материалы

    Учебно-методические материалы:

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    Программа «Ландшафтный дизайн» является авторской (Приказ МОН УР № 01-23/3948 от 20.09.2012г.)

    Утверждена приказом директора АОУДО УР «РЭБЦ» № 141од от 01.09.2017 года

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 15
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:

    отсутствуют

  14. Личностные достижения педагога:
    • Диплом участника финала IХ Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей,  2011г.
    • Диплом победителя конкурса "Поощрение лучших педагогических работников" У.Р., 2013г.
    • Диплом Лауреата Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей Приказ № 45 от 09.11.2017г.
    • Диплом за 1 место в Республиканском конкурсе программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей, номинация "Программы дополнительного естественнонаучного образования" 2017г.
    • Диплом 2 степени в Республиканском конкурсе "Мультимедийная презентация общеобразовательной программы" 2015г.
    • Диплом 1 место в Республиканском заочном конкурсе методических материалов и программ по организации дополнительного эколого-биологического образования детей номинация "Программная" 2010г.
  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 6
  16. Результативность реализации практики:
    • Победитель Всероссийского слета ученических производственных бригад в конкурсе цветоводов с основами ландшафтного дизайна 2012г.
    • Призер Всероссийского слета ученических производственных бригад в конкурсе цветоводов с основами ландшафтного дизайна 2014г.
    • Победитель 5 Республиканского слета ученических производственных бригад в конкурсе цветоводов с основами ландшафтного дизайна 2013г.
    • Свидетельство дипломанта Республиканской научно-практической конференции "Юность -науке и технике", 2013г.
    • Победитель Всероссийского конкурса "Эти удивительные растения", 2017г.
    • Лауреат Всероссийской олимпиады для учащихся "Таинственная природа", 2018г.
  17. Об авторе практики, контактные данные автора: