http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/171-k
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

«К родным истокам» доп. общеобразовательная программа

  1. Направленность: Туристско-краеведческие
  2. Направление деятельности: Туризм и краеведение
  3. Форма проведения: Очно-заочная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Поддержка талантливых подростков, интересующихся краеведением и экскурсоведением.
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики: содействовать формированию нравственного, патриотического, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка средствами исследовательской и проектной деятельности в сфере краеведения.

     

    Задачи практики:

    образовательные:

    • изучить основы искусствоведческого краеведения, являющиеся истоками и своеобразием культуры Тамбовского края;
    • обучить основным методологическим приемам исследований в области краеведения;
    • научить основам создания и проведения экскурсий с использованием регионального компонента;
    • познакомить с традиционными ремеслами и промыслами Тамбовского края и обучить основным приемам и технологиям в изготовлении изделий;

    развивающие:

    • способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, трудовому воспитанию учащихся, эмоционально-ценностному отношению к истории своей малой родины;
    • раскрыть творческий потенциал учащихся через различные формы работы: поисково-исследовательскую, практическую работу в освоении традиционных народных ремесел и промыслов Тамбовского края, самостоятельную работу с краеведческими источниками;
    • способствовать развитию рефлексии;

    воспитательные:

    • способствовать воспитанию интереса и уважения к истории и культуре родного края;
    • способствовать формированию активной гражданской позиции;
    • прививать навыки ремесленной культуры, аккуратности, чувство ответственности;
    • сформировать культуру коллективной проектной деятельности при реализации исследовательских проектов.

    Программа направлена на поддержку талантливых подростков области, реализующих свои способности, интересы в сфере краеведения, стремящихся к освоению нового опыта, желающих на основе знаний по искусствоведческому краеведению, экскурсоведению создавать и реализовывать социально-значимые проекты.

    В рамках программы учащиеся из муниципальных образований области вместе с педагогами будут осваивать традиционные ремесла и промыслы Тамбовского края, проведут анализ исторических источников, приобретут опыт проектно-исследовательской и экскурсионной деятельности в области краеведения.

     

    Актуальность программы обусловлена следующими причинами:

    • необходимостью предпринимать активные меры для патриотического воспитания подрастающего поколения средствами изучения этнокультурного наследия родного края;
    • необходимостью развивать у учащихся области учебные компетенции в сфере проектно-исследовательской деятельности;
    • необходимостью знакомить учащихся с основами профессий в сфере краеведения;
    • необходимостью обеспечения доступности дополнительного образования в сфере краеведения и возрождения традиционнных народных ремесел для каждого ребенка, проживающего на территории Тамбовской области, в том числе из отдаленных сельских территорий.

    В Тамбовской области краеведческой деятельности уделяется пристальное внимание, но не всегда дети, мотивированные на изучение исторических особенностей родного края из муниципальных образований области, имеют возможность получить практические навыки в освоении традиционных ремесел и краеведения, получить квалифицированную педагогическую помощь в проведении исследований и разработке краеведческих проектов.

     

    Новизна программы заключается в следующем.

    Во-первых, программа носит интегрированный характер и включает три направления: краеведение, экскурсоведение и освоение ремесел. Данные направления не просто составляют отдельные модули программы; их интеграция позволяет подходить к изучению истории и культуры родного края многогранно, разносторонне.

    Во-вторых, программа носит характер очно-заочного обучения, предоставляя учащимся из различных территорий Тамбовской области обучаться в форме очных практикоориентированных сессий, а в межсессионнный период – в форме дистанционного обучения.

    В-третьих, программа ориентирована на освоение учащимися технологий исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения ремеслам, краеведению и экскурсоведению. Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является творческий проект, в который может войти творческая работа, разработка экскурсии связанной с ремесленными традициями Тамбовского края, исследовательская работа в сфере краеведения. Проект может носить индивидуальный или групповой характер.

    Отличительной особенностью данной программы является возможность выстраивать образовательное пространство, в котором созданы условия для самостоятельного получения знаний и навыков в области изучения истории родного края, экскурсионного дела, ремесел и промыслов с использованием дистанционных технологий.

     

    Учебно-методические материалы: карты, атласы Тамбовской области, энциклопедии, специальная литература по краеведению, экскурсоведению, ремеслам и истории Тамбовского края, аудио-видео, фото и интернет-источники, методические разработки занятий, технологические карты изготовления изделий.

     

    Ожидаемый результат:

    по образовательному компоненту:
    – участники программы изучат историю заявленного периода;
    – выберут и сформулируют: тему проектно-исследовательской работы; выдвинут и докажут гипотезу;
    – правильно будут применять термины, используемые в истории заселения и развития края;
    – получат умения планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд;
    – реконструируют отдельные элементы народных костюмов;
    – реконструируют отдельные элементы обрядов и песен, народных игр Тамбовской губернии;
    – защитят свой исследовательский проект;
    – освоят основные приемы и навыки социально-культурной аналитики, принципы и закономерности развития и смены культурно-исторических укладов, включая знания, необходимые для собственной социально-конструкторской деятельности;
    – ученики смогут самостоятельно анализировать, описывать посредством схем и моделей, а также проектировать культурно-бытовые объекты;
    – сформируется навык технологии производительного труда, и способность самостоятельно изготавливать бытовые предметы, одежду, обувь, украшения.

    по развивающему компоненту:
    будут сформированы навыки:
    – работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами, и др.);
    – проектной и исследовательской деятельности;
    – трудовой культуры;
    – возрастет уровень инициативности;

    по воспитательному компоненту:
    – возрастет степень заинтересованности в самостоятельном изучении краеведческого компонента;
    – повысится уровень самостоятельности и ответственности и активная гражданская позиция учащихся;
    – сформированы навыки работы в команде.

     

    Методы определения результативности:
    – педагогическое наблюдение;
    -педагогический анализ результатов участия воспитанников в мероприятиях (конференции, игры, сюжетно-ролевые игры), защита проектов, активность обучающихся на занятиях;
    – мониторинг (педагогический мониторинг, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение летописи, ведение журнала учета, оформление фотоотчетов);
    – анализ представленных проектов, разработанных участниками программы.

     

    Продолжительность: 1 год.

  6. Целевая аудитория: Среднего школьного возраста
  7. Ограничения по участию:
  8. Материально-техническое оснащение:

    Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимы:

    Помещения: 9 учебных классов, 1 конференц-зал,

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе: мультимедийное оборудование (фото и видеоаппаратура, компьютеры, проекторы, экран, акустическая система, микшерный пульт).

    Инструменты для организации работы мастерских:

    • «Тамбовская вышивка»: пяльцы, иглы для вышивания, ножницы;
    • «Технологии изготовления русского пояса»: бердо, челноки, ножницы;
    • «Русское узорное ткачество»: ткацкие станки настольные, челнок, нож-бральница, ножницы, рамы деревянные;
    • «Резьба по дереву»: наборы ножей для резьбы по дереву;
    • «Плетение из соломки»: ножницы, иглы;
    • «Золотное шитье»: рамы для вышивания, ножницы;
    • «Лоскутное шитье»: иглы швейные, ножницы, портновские булавки;
    • «Бисероплетение»: станки для бисерного ткачества, иглы для бисероплетения;
    • «Кружевоплетение на коклюшках»: подушки для кружевоплетения, коклюшки, портновские булавки.

     Расходные материалы: канва, нитки «мулине» (в ассортименте), пряжа шерстяная и полушерстяная (в ассортименте), плотный картон, деревянные заготовки, прочные нитки, леска, солома, ткань (габардин, бязь, ситец), нитки швейные (в ассортименте), бумага для эскизов, мелки портновские, бисер в ассортименте, нитки для бисероплетения.

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «К родным истокам»

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 100
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:
  14. Личностные достижения педагога:

    Качанова Галина Викторовна – педагог-организатор, Почетный работник общего образования РФ, лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», участник всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 0
  16. Результативность реализации практики:
  17. Об авторе практики, контактные данные автора: