http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/144-tiko
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

ТИКО-моделирование

  1. Направленность: Технические
  2. Направление деятельности:
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: ТИКО- моделирование развивает навыки конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур.
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики: создание условий для развития конструктивного мышления у детей через применение технологии ТИКО-моделирования.

    Задачи практики:

    Обучающие

    – совершенствовать представления о плоскостных и объемных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

    – совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу

    Развивающие

    – расширять представления об окружающем мире – развивать психические процессы;

    – формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

    – развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

    – создавать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности

    Воспитывающие

    – поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности;

    – воспитывать настойчивость, целеустремленность и взаимопомощь;

    – способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.

    Краткое обоснование актуальности практики:Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного мышления старших дошкольников. Психологи установили возрастной срок, когда объемное пространственное мышление развивается с реактивной скоростью – 6-7 лет. Если дети не решали в это время трехмерные задачи, далее у них эту способность трудно развить. Таким образом, выполняя функцию пропедевтики к курсу геометрии, программа через практическую деятельность с конструктором для объемного моделирования ТИКО знакомит детей с трехмерным моделированием.

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

    К концу обучения дети должны знать:

    – плоские геометрические фигуры;

    – различные виды многоугольников;

    – различные виды призм и пирамид;

    – различные виды многогранников.

    По окончании дети должны уметь:

    – сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 – 3 свойствам;

    – ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по диагонали»;

    – конструировать фигуры по образцу, по схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу;

    – конструировать и исследовать многогранники;

    – владеть основами моделирующей деятельности;

    – сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

    – решать комбинаторные задачи; выделять «целое» и «части»; выявлять закономерности;

    – считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);

    – создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

    Продолжительность: 1 месяц.

  6. Целевая аудитория: Дошкольники
  7. Ограничения по участию:
  8. Материально-техническое оснащение:

     

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:Столы- 8 шт., стулья – 15, конструкторы «ТИКО» – 15 шт., тетради по ТИКО-моделированию для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста- 15шт., чертежные инструменты, учебная доска, мультимедийное оборудование.

    Учебно-методические материалы:

    1. «Реализация методики ТИКО-моделирования в начальной школе: практическая работа с конструктором ТИКО» (с диском)

    2. «ТИКО-конструирование» Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста (с диском)

    3. Папка «Технологические карты № 2» (с диском)

    DVD диски: Презентации (дополнительный материал).

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    Краткосрочная программа дополнительной платной образовательной услуги технической направленности «ТИКО-моделирование» для детей старшего дошкольного возраста.

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 15
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:
  14. Личностные достижения педагога:
  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 3
  16. Результативность реализации практики:
  17. Об авторе практики, контактные данные автора: