http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/141-shkola
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

«Школа умелого карандаша»

  1. Направленность: Социально-педагогические
  2. Направление деятельности:
  3. Форма проведения: Очная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики:формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через: развитие мелкой моторики руки ребенка, развитие слухового внимания, развитие графического воспроизведения.

    Задачи практики:

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Обучающие:

    1. Научить детей владеть графическими навыками письма;

    2. Активизация речевого и тонкомоторного центров;

    3. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия;

    4. Подготовка руки к свободному письму.

    Коорекционно-развивающие:

    1. Совершенствование мелкой мотори­ки рук, кинестетических ощущений в процессе предметно-практических дей­ствий ;

    2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

    3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

    2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий;

    3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

     

    Краткое обоснование актуальности практики:

    Актуальность программы

    Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети. Поступающие в первый класс, было хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

    Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Методология практики:

    Работа направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

    В структуру программы входят пять образовательных блоков.

    Все блоки объединяет общая цель, но в каждом можно выделить свои определенные задачи.

     

     

    Система работы по развитию мелкой моторики руки ребенка
    Блок 1

    Движение и здоровье
    Блок 2

    Социально-речевое развитие


    Блок 3

    Творческое развитие


    Блок 4

    От игры к письму


    Блок 5

    Взаимодей- ствие с семьей

     

     

     

     

     

     


    Блок 1:

    · Укрепление здоровья;

    · Развитие мелких мышц кисти;

    · Развитие тонких произвольных движений;

    · Развитие координации, ловкости, ориентировки в пространстве;

    · Коррекция общей моторики.

    Блок 2:

    · Активизация речевого и тонкомоторного центров;

    · Стимулирование коммуникативной активности;

    · Воспитание положительных нравственных качеств;

    · Создание положительного мироощущения, чувства эмоционального благополучия.

    Блок 3:

    · Развитие способности творческого самовыражения;

    · Развитие инициативности, любознательности;

    · Развитие эстетического восприятия;

    · Обогащение представлений о мире вещей;

    · Развитие ручной умелости.

    Блок 4:

    · Развитие слухового и зрительного восприятия;

    · Формирование двигательной координации;

    · Развитие ориентировки на листе бумаги;

    · Развитие силы пальцев и кисти;

    · Развитие качеств, необходимых для осуществления учебной деятельности.

    Блок 5:

    · Установление контакта с родителями;

    · Информирование родителей о развитии ребенка;

    · Своевременная коррекция отклонений развития тонкой моторики;

    · Ознакомление с литературой по подготовке к обучению в школе;

    · Практическое обучение играм и упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики.

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):

    К концу первого года занятий  дети

    должны знать:

    основные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, диагональная);
    несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками;
    названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), соотносить по величине и цвету.
    должны уметь:

    правильно держать карандаш;
    рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги;
    работать с трафаретами;
    поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот;
    заштриховывать предметы тремя способами;
    застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
    завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
     К концу второго года занятий  дети

    должны знать:

    виды штриховки (простая и комбинированная);
    геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб);
    несколько способов ритмического выкладывания предметов на плоскости;
    виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
    понятия «диагональ», «сторона», «центр», « верхний правый угол», «верхний левый угол»,  «нижний левый угол», «нижний правый угол»;
    должны уметь:

    работать с трафаретами;
     уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
    Правильно держать ручку, карандаш;
    Ориентироваться ни листе бумаги, в тетради, на строке, на странице;
    выполнять шнуровку разными способами;
    вырезать симметричные детали;
    рисовать элементы по образцу и самостоятельно;
    писать слуховые диктанты по клеточкам;
    правильно держать ножницы и работать с ними.
     

    Продолжительность:

    Система работы включает в себя: 72 конспекта занятий (2 года обучения) с коррекционно-развивающими упражнениями, зрительными диктантами, заданиями по штриховке и развитию графических навыков.

     

    Формы и режим занятий

    Занятия проводятся фронтально, один раз в неделю, по понедельникам во второй половине дня с 16.05 до 16.25

    Программа рассчитана на 2 года обучения.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

     

    Год обучения
    Продолжительность занятия, мин.
    Количество занятий
    1 год обучения
    15 – 20
    1 в неделю


    36 в год
    2 год обучения
    20 – 25
    1 в неделю


    36 в год
    Итого:

    72 занятия

  6. Целевая аудитория: Дошкольники
  7. Ограничения по участию:
  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение:Занятия проводятся в групповой комнате

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

    столы и стулья для воспитанников и воспитателя; магнитная доска, дидактические пособия и учебные материалы, учебный комплект на каждого воспитанника (цветные карандаши, простой карандаш, набор геометрических фигур, счётные палочки, прописи, дидактические листы).

    Методическое обеспечение.

             Разработки игр-занятий.

    Расходные материалы:

    Учебно-методические материалы:

    2.5. Список литературы

    1. Габова М.А.

    Технология развития пространственного мышления и графических

    навыков у детей 6-7 лет. Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2008.

    2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.

    Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997

    3. Захарова Ю.А.

    Тетрадь для штриховки.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

    4. Кондратьева С.Ю., Зенченко Н.В., Тарасова О.В.

    «Подготовка руки к письму». Дошкольная педагогика № 10 /декабрь/ 2013

    5. Писарева Н.Е.

    Мамины уроки: рабочая тетрадь по развитию познавательных способ-

    ностей дошкольников. – СПб.: «Детство – Пресс», 2007.

    6. Подрезова И.А.

    Школа умелого Карандаша. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2007.

    7. Полозова Е.В.

    Развивающие тренажеры из бросового материала: Практическое пособие

    для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2006.

    8. Савина Л.П.

    Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. Программа обучения в детском саду.

     

    9. Сергиенко Г.Н.

    Учимся, говорим, играем. Коррекционно – развивающая деятельность

    в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп.

    – Воронеж. 2006.

    10. Смирнова Е.А.

    Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

    11. Соколова Ю.А.

    Игры с пальчиками. Пособие для игрового дошкольного обучения. – М. Издательство Эксмо, 2005 – 48с. (Серия «Божья коровка»)

    12. Тимофеева Е.Ю., Чеорнова Е.И.

    Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: ООО «Издательство «Корона. Век», 2011

    13. Узорова О.В.

    Игры с пальчиками. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изда-

    тельство АСТ», 2004.

    14. Янушко Е.А.

    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическое

    пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

    15. Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии. Растем вместе – центр семьи и детства. http://www.rastem.ru/portal/article/kompleks_palchikovyh_gimnastik/

    16. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Сайт Елькиной Анджелы Валентиновны. http://www.2099.ru/2013/03/23/kartoteka-palchikovojj-gimnastiki-po-leksicheskim-temam/ ;

     

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    Методические материалы

    Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работ.

    1. Работа на листах тетради, разлинованных в клетку.

    2. Занятия по изобразительной деятельности. Выполнение аппликаций, рисование, лепка.

    3. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Предполагает проведение:

    – пальчиковой гимнастики;

    – «пальчиковых шагов»;

    – пальчиковых игр;

    – работы с природным материалом (в том числе «песочная» и «глиняная» терапия);

    – работы с использованием «бросового» материала (компьютерной клавиатуры, спичек, телефонных дисков, шнуровок, застежек, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц и т.д.);

    – развивающих игр (с использованием пирамидок, мозаики, конструктора, пазлов, игрушек-вставок, геометрических фигур, счетных палочек и т.д.);

    4. Общеукрепляющие мероприятия. Предполагают проведение:

    – ручной терапии (игр-массажей);

    – массажа пальцев рук и ладонных поверхностей (грецкими орехами, шестигранными карандашами, мячиками су-джоку, самомассаж);

    – водных процедур для рук (теплых ванночек для снятия мышечного тонуса и контрастных, стимулирующих кровообращение).

     

    Предложенные занятия имеют следующую структуру и особенности.

    1. Для активизации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук. Любое из предложенных упражнений можно использовать после письма элементов в тетради для расслабления мышц руки.

    2. Работа в тетради или прописи по развитию графических навыков.

    3. После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение. Поэтому для профилактики нарушения зрения использую серии расслабляющих упражнений для глаз.

    4. Важный компонент занятий – это зрительные или слуховые диктанты (в чередовании).

    5. Для снятия утомление детей на занятиях обязательно провожу динамические паузы, развивающие внимание, быстроту реакции, общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве.

    6. В конце занятия провожу занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки (штриховка или проведение непрерывной линии).

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 6
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:
  14. Личностные достижения педагога:
  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 0
  16. Результативность реализации практики:
  17. Об авторе практики, контактные данные автора: