http://bestpractice.roskvantorium.ru/program/128-nastavnich
Банк данных лучших практик в образовании
(для педагогов)

наставнические технологии при работе со старшим поколением

  1. Направленность: Социально-педагогические
  2. Направление деятельности: Социальная адаптация
  3. Форма проведения: Очно-заочная
  4. Краткая аннотация лучшей практики: наставническая работа с гражданами старшего поколения направлена на улучшение качества их жизни и повышение социальной активности
  5. Содержание/описание практики:

    Цели практики:создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения, содействие их вовлечению в активную интеллектуальную, творческую, общественную деятельность

    Задачи практики:

    В задачи наставничества входит: содействие адаптации пожилых людей к жизни в обществе в условиях развития новых телекоммуникационных технологий, изменения финансовой и правовой сферах жизни;

    содействие эффективной социализации людей пожилого возраста, создание для них ситуации успеха в творческой и социально-полезной деятельности;

    содействие укреплению и поддержанию физического здоровья.

    Для решения поставленных задач выполняются функции: обучение компьютерной, финансовой, правовой грамотности, формирование коммуникативных навыков, устранение непродуктивного поведения в семейном, деловом, повседневном общении пожилого человека, улучшение их психологического здоровья, проведение работы, ориентированной на продление активного долголетия людей преклонного возраста с использованием метода лечебной физкультуры, скандинавской ходьбы; привлечение граждан старшего поколения к проведению кружковой, клубной и др. работы, проведение благотворительных акций, культурно-массовых мероприятий для пожилых людей и ветеранов, оказание адресной помощи нуждающимся.

    Краткое обоснование актуальности практики:

    В настоящее время все более актуальными становятся мотивация продления активной жизни человека в продуктивном режиме, формирование установок на продолжение продуктивной деятельности и после выхода на пенсию, преодоление дискриминационных практик.

    Изменение социального статуса, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, появлением затруднений в социально-бытовой сфере и возникновением необходимости психологической адаптации к новым условиям, порождает у пожилых людей серьезные проблемы. После выхода на пенсию у них наблюдается дефицит общения, утрата активных социальных связей, в то время как образовательные потребности в большинстве случаев не снижаются, а иногда и возрастают.

    В любом возрасте должно быть место всем видам деятельности. Из этого следует, что и человек старшего поколения так же готов учиться и работать, как и отдыхать. Кроме того, изменилась структура занятости человека. Раньше занятость достаточно ярко разграничивалась по годам: в молодости необходимо получить образование, в среднем возрасте работать, а в старости – отдыхать.

    Необходимость создания условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения, содействие их вовлечению в активную интеллектуальную, творческую и общественную деятельность послужило основанием для разработки в 2014 году проекта «Старшему поколению – активное долголетие». Повышение доступности и качества социальных услуг для старшего поколения путем привлечения образовательных организаций к работе с пенсионерами является его основной идеей.

    В рамках проекта педагоги и обучающиеся образовательных организаций закрепляются за людьми пожилого возраста для оказания им помощи по следующим направлениям: компьютерный и финансовый всеобуч; правовая грамотность; основы психологии и педагогики; здоровый образ жизни; культурно-досуговая деятельность; волонтерская деятельность.

    Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.):повышение уровня социальной интеграции пожилых людей; воспитание молодежи на трудовых традициях; удовлетворение образовательных потребностей пенсионеров; создание центров обучения информационным технологиям и организация семинаров по обучению пенсионеров работе в социальных сетях; создание спортивных групп здорового образа жизни и активного долголетия пожилых людей, клубов, объединений для занятий творчеством; создание волонтерских отрядов по оказанию помощи людям пожилого возраста.

     

  6. Целевая аудитория: Старшего школьного возраста,Молодежь,Взрослые
  7. Ограничения по участию:

    Обучающиеся в возрасте до 12 лет.

  8. Материально-техническое оснащение:

    Помещение:учебный класс, актовый зал, спортивный зал.

    Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:компьютеры с необходимым программным обеспечением, МФУ, мультимедийное и музыкальное оборудование, фотоаппарат, видеокамера, спортивный инвентарь.

    Расходные материалы:офисная и фотобумага, чернила для принтера для цветной и черно-белой печати.

     

  9. Количество задействованных педагогов и/или иных специалистов:
  10. Необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иныхработников:
  11. Документы, обеспечивающие реализацию лучшей практики:

    Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 17.03.2014 № 620 «О реализации регионального проекта «Старшему поколению – активное долголетие». Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года. Государственная программа Тамбовской области «Развитие институтов гражданского общества» на 2014-2020 годы.

  12. Единовременное вовлечение детей при реализации лучшей практики: 15
  13. Проблемные зоны, риски, открытые вопросы:
  14. Личностные достижения педагога:

    -

  15. Степень сложности реализации практики педагогом: 5
  16. Результативность реализации практики:

    В проекте участвуют все муниципалитеты области, около 20 тысяч пожилых людей через участие в проекте приобщились к творчеству и продуктивному досугу, получили волонтерскую помощь, обучились компьютерной грамоте.

  17. Об авторе практики, контактные данные автора: